В уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Казахстана необходимо внести изменения — исключить статью 215 «Лжепредпринимательство» из Уголовного кодекса, выработать единую правоприменительную практику в этой сфере на основании адекватного законодательства. Это необходимо для защиты прав и законных интересов добросовестных предпринимателей. Таким мнением с корреспондентом делового еженедельника «Капитал.kz» поделились в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана.
Кроме того, по мнению экспертов института бизнес-омбудсмена, необходимо решить вопрос отмены государственной регистрации юридических лиц (лжепредприятий). «Практика показывает, что по инициативе налоговых органов подаются иски в суд о признании недействительной регистрации тех или иных компаний, которые подозреваются в лжепредпринимательстве. И это происходит до обвинительного приговора — для минимизации временных и трудовых затрат», — сообщили в комментарии изданию.
Последствия этого таковы: добросовестные предприниматели к участию в гражданском процессе не привлекаются, они лишаются возможности защиты своих прав в суде, узнают о необходимости уплаты доначисленных сумм только из последующих уведомлений органов государственных доходов.
«Подобное упрощение трудозатрат органов государственных доходов является юридически уязвимым и влечет серьезные риски необоснованного нарушения охраняемых законом прав добросовестных налогоплательщиков. Национальной палатой совместно с Генеральной прокуратурой прорабатываются механизмы разрешения данной ситуации», — пояснили в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Глубинные причины дисбаланса
Еще один системный вопрос, который, как пояснили в институте бизнес-омбудсмена, требует разрешения, — это вопрос повышения ответственности государственных служащих за нарушения прав и законных интересов предпринимателей.
Анализ, подтвержденный статистикой, показал: за допущенные нарушения прав предпринимателей государственные служащие практически не несут никакой ответственности — ни уголовной, ни административной, ни дисциплинарной, ни гражданско-правовой (материальной). Глубинные причины такого дисбаланса кроются в практике применения, в законодательных и организационных недостатках такой работы, сообщается в комментарии.
«Полагаем, что государственные органы, надзорный орган страны выскажут объективную позицию по данному вопросу в рамках работы по Дорожной карте реализации рекомендаций форума «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства», — отметили в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана.
По мнению экспертов, решение указанных системных проблем принесет бизнесу большую пользу и будет служить правильным ориентиром для государства в вопросах защиты бизнеса. Деятельность этого института обеспечивается Национальной палатой предпринимателей.
Проблемные вопросы бизнеса
Напомним: институт бизнес-омбудсмена действует в Казахстане с января 2016 года, он был введен Предпринимательским кодексом РК. В феврале на эту должность распоряжением главы государства назначен Болат Палымбетов.
Деятельность института обеспечивается Национальной палатой предпринимателей, но подотчетен бизнес-омбудсмен только главе государства. «Бизнес-омбудсмен с момента назначения на должность, по сути, возглавил уже выстроенную систему правовой защиты предпринимателей Национальной палаты», — отметили в комментарии «Капитал.kz».
Как сообщили в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей, круг вопросов, с которыми бизнесмены обращаются за помощью, широк. Прежде всего, это жалобы на действия государственных органов, вопросы лжепредпринимательства, проблемы в сфере земельных отношений, государственных закупок, субсидирования сельского хозяйства
Согласно статистическим данным Национальной палаты за прошлый год поступило более 15,5 тыс. жалоб. Самый большой блок обращений — 20% - связан с земельными отношениями, архитектурой и строительством. С проблемами в сфере налогообложения столкнулись 13% обратившихся к бизнес-омбудсмену предпринимателей, трудности в сфере государственных закупок возникли у 10% жалобщиков.
При этом за защитой нарушенных прав обращается как малый и средний, так и крупный бизнес.
Почти год. Итоги работы
За время своей деятельности бизнес-омбудсмен провел встречи с предпринимателями всех регионов — 262 личных приема, всего во встречах приняло участие 1760 человек.
Кроме того, уполномоченный по защите прав предпринимателей провел серию рабочих встреч с первыми руководителями государственных органов (акиматов, прокуратуры) 14 областей и городов Астаны и Алматы.
На этих встречах от предпринимателей поступило 262 жалобы, часть уже проработана. Вопросы касались налогообложения, земельных отношений, государственных закупок, субсидирования, деятельности лжепредприятий, амнистии осужденных по экономическим преступлениям
Также проведены встречи с первыми руководителями ряда министерств, председателем Верховного суда и Генеральным прокурором РК.
Кроме того, 10 июня 2016 года на встрече в Москве уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана и бизнес-омбудсмен России подписали меморандум о сотрудничестве.