Западные платформы краудфандинга постоянно выстреливают новыми проектами. Пользователи отправляют тысячи долларов пожертвований на все, что им кажется перспективным: от инноваций до абсурда, от биосенсорных наушников до вязаных бород и симуляторов медведя. Таким образом, каждый год спонсируются тысячи стартапов и социальных проектов на Kickstarter, Boomstater и Indiegogo. Пока эти платформы получают миллионы, казахстанские аналоги один за другим терпят крах. В 2014 году появилась первая в Казахстане краудфандинговая площадка Startuper.kz. Сейчас в базе нет ни одного проекта, а сайты других казахстанских платформ Startticket.kz, i6.kz, Gostart.kz, Asar.ainvest.kz и вовсе не работают. Впрочем, за период своей недолгой жизни эти сайты не были популярны как среди пользователей, так и среди стартапов. Но некоторые проекты все же были профинансированы. Например, Startticket.kz собрал 117 тыс. тенге на помощь приюту для бездомных кошек, а сайт i6.kz получил $5300 на собрание стихотворений на казахском языке.
На данный момент единственная активная платформа по краудфандингу — BariBirge.kz. Сайт открылся 1 августа прошлого года. Сейчас на счету платформы уже три полностью профинансированных проекта: альбом музыкальной группы Lampы Orchestra, «Детсад для бабушек и дедушек» и Inspire.KIDS — сайт для исполнения желаний детей. В настоящее время активный сбор средств ведут еще четыре проекта. «Капитал.kz» связался с успешными проектами и узнал, как собрать деньги на свою идею.
Группе Lampы Orchestra потребовалось 1,2 млн тенге на запись дебютного альбома, и они решили разместиться на BariBirge.kz. «Сначала мы поставили срок в 45 дней, но не набрав заявленную сумму, мы решили продлить проект еще на 3 недели, и буквально за 2 дня до окончания проекта набрали нужную сумму», — рассказывает директор группы Илья Питерцев. Музыканты продвигали проект только в соцсетях, не оплачивая никакой рекламы. Конечная цель выполнена: коллектив выпустил альбом в декабре 2016 года. Группа выполнила почти все заявленные обязательства: отправила кружки, диски, майки, наклейки всем пожертвовавшим. Осталось отыграть еще один концерт, за который некто заплатил 300 тыс. тенге. Возможно, группа в будущем вновь попробует собрать средства через краудфандинг. Для сравнения: аналогичный проект по сбору средств состоялся в России: группа «Алиса» менее чем за пять дней вместо планируемых 80 дней собрала 4 млн рублей на новый альбом. Сборы не были приостановлены. В итоге сумма составила более 11 млн рублей.
У этих музыкальных коллективов уже были преданные фанаты и налаженные сообщества в соцсетях. Но сложнее приходится тем проектам, кто пока не известен, не имеет поклонников, но нуждается в финансировании. Именно таких фандрайзеров сейчас большинство. В их числе — проект Inspire.KIDS. Это сайт для публикации желаний детей из малообеспеченных семей, детдомовцев, сирот и инвалидов. Пользователи могут собирать деньги на то, в чем дети больше всего нуждаются. Например, сейчас идет сбор на тренажер для 8-летнего мальчика, который мечтает научиться ходить. Гаухар Киикова, автор и основатель проекта, рассказывает, что оставила заявку на BariBirge на сумму в 108 тыс. тенге, необходимые для сайта. Затем основательница проекта заплатила около $7 за рекламу в Facebook, и на следующий день сбор денег завершился. В итоге нужную сумму собрали за 8 дней. «Изначально я собиралась сама профинансировать свою идею. Но тут как раз увидела платформу Baribirge и решила попробовать. Меня очень обрадовал такой отклик, это меня поддерживает и сейчас: есть люди, кому не все равно», — рассказывает Гаухар Киикова. Автор проекта не планирует вновь собирать деньги через краудфандинг. Сейчас Inspire.KIDS ждет новых желаний от детей и новых «волшебников», которые бы их исполнили.
Один из самых крупных проектов краудфандинга в Казахстане — сбор денег на съемки исторического кино «Казахское ханство». Организаторы не обращались к платформам, а создали свой сайт. Посетители сайта делились разными суммами: от 200 тенге до 600 тыс. тенге. Краудфандинг успешно завершился: сумма пожертвований составила более 1,3 млн тенге. В обмен на помощь создатели обещали указать имена всех «доноров» проекта в титрах режиссерской версии.
Как же собрать деньги на свой проект? Фандрайзеры считают, что нужно продвигаться в социальных сетях и объяснять свою идею. «Наверное, нужно делать то, что может понравиться большому количеству людей, которые захотят стать частью этого. Реклама здесь тоже нужна, если хочешь быть услышанным. У нас есть свои поклонники, и они нам помогли сделать проект успешным, а людям, даже с каким-то интересным проектом, надо будет рассказывать о том, что ты придумал и на что собираешь сумму. Соцсети сейчас очень в этом помогают», — советует Илья Питерцев. Гаухар Киикова также считает, что важно правильно преподнести проект: «Нужно написать хороший текст и снять хорошее видео, чтобы получить отклик. И больше репостов — как можно шире распространяйте».
Казахстанский краудфандинг начался с череды закрывшихся платформ, но есть все шансы, что он станет не менее популярен чем на Западе. «Краудфандинг в Казахстане находится только в начале своего пути. Сейчас основная наша задача — рассказывать, что такое краудфандинг и как он работает, чем он интересен для участников, авторов и почему необходим для общества в целом. У нас активно растет количество зарегистрированных пользователей на площадке, но не все зарегистрированные пользователи переходят в статус „участник проекта“. Хочется пожелать, наверное, более активно принимать участие в проектах, помнить, что даже небольшой вклад в проект делает его ближе к реализации», — комментирует Анна Таджимуратова, создатель BariBirge.kz. В стране много изобретателей и вдохновленных людей, которые могут попытать счастья на платформах, но также важны те, кто может поверить в значимость и вложить в идею хотя бы минимум средств. Пока мир охотно жертвует на мясное мыло или картофельный салат с Kickstarter, Казахстан может помочь именно новаторам и социальным проектам.
UPD: С корреспондентом «Капитал.kz» связались представители start-time.kz — еще одной платформы по краудфандингу. Платформа появилась 3 месяца назад, но практически не «продвигала» себя в медиа и поисковых системах, поэтому информация о ней не вошла в статью. На данный момент на сайте есть 3 активных проекта: мастерская для особенных людей", детское музыкальное пособие и бренд вязаной одежды. Последний проект уже собрал половину из требующихся двух миллионов тенге.