USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
70.96$
+0.080
BTC
89835.00$
+319.700

Работает ли краудфандинг в Казахстане?

​Западные платформы краудфандинга постоянно выстреливают новыми проектами

Share
Share
Share
Tweet
Share
Работает ли краудфандинг в Казахстане?- Kapital.kz

Западные платформы краудфандинга постоянно выстреливают новыми проектами. Пользователи отправляют тысячи долларов пожертвований на все, что им кажется перспективным: от инноваций до абсурда, от биосенсорных наушников до вязаных бород и симуляторов медведя. Таким образом, каждый год спонсируются тысячи стартапов и социальных проектов на Kickstarter, Boomstater и Indiegogo. Пока эти платформы получают миллионы, казахстанские аналоги один за другим терпят крах. В 2014 году появилась первая в Казахстане краудфандинговая площадка Startuper.kz. Сейчас в базе нет ни одного проекта, а сайты других казахстанских платформ Startticket.kz, i6.kz, Gostart.kz, Asar.ainvest.kz и вовсе не работают. Впрочем, за период своей недолгой жизни эти сайты не были популярны как среди пользователей, так и среди стартапов. Но некоторые проекты все же были профинансированы. Например, Startticket.kz собрал 117 тыс. тенге на помощь приюту для бездомных кошек, а сайт i6.kz получил $5300 на собрание стихотворений на казахском языке.

На данный момент единственная активная платформа по краудфандингу — BariBirge.kz. Сайт открылся 1 августа прошлого года. Сейчас на счету платформы уже три полностью профинансированных проекта: альбом музыкальной группы Lampы Orchestra, «Детсад для бабушек и дедушек» и Inspire.KIDS — сайт для исполнения желаний детей. В настоящее время активный сбор средств ведут еще четыре проекта. «Капитал.kz» связался с успешными проектами и узнал, как собрать деньги на свою идею.

Группе Lampы Orchestra потребовалось 1,2 млн тенге на запись дебютного альбома, и они решили разместиться на BariBirge.kz. «Сначала мы поставили срок в 45 дней, но не набрав заявленную сумму, мы решили продлить проект еще на 3 недели, и буквально за 2 дня до окончания проекта набрали нужную сумму», — рассказывает директор группы Илья Питерцев. Музыканты продвигали проект только в соцсетях, не оплачивая никакой рекламы. Конечная цель выполнена: коллектив выпустил альбом в декабре 2016 года. Группа выполнила почти все заявленные обязательства: отправила кружки, диски, майки, наклейки всем пожертвовавшим. Осталось отыграть еще один концерт, за который некто заплатил 300 тыс. тенге. Возможно, группа в будущем вновь попробует собрать средства через краудфандинг. Для сравнения: аналогичный проект по сбору средств состоялся в России: группа «Алиса» менее чем за пять дней вместо планируемых 80 дней собрала 4 млн рублей на новый альбом. Сборы не были приостановлены. В итоге сумма составила более 11 млн рублей.

У этих музыкальных коллективов уже были преданные фанаты и налаженные сообщества в соцсетях. Но сложнее приходится тем проектам, кто пока не известен, не имеет поклонников, но нуждается в финансировании. Именно таких фандрайзеров сейчас большинство. В их числе — проект Inspire.KIDS. Это сайт для публикации желаний детей из малообеспеченных семей, детдомовцев, сирот и инвалидов. Пользователи могут собирать деньги на то, в чем дети больше всего нуждаются. Например, сейчас идет сбор на тренажер для 8-летнего мальчика, который мечтает научиться ходить. Гаухар Киикова, автор и основатель проекта, рассказывает, что оставила заявку на BariBirge на сумму в 108 тыс. тенге, необходимые для сайта. Затем основательница проекта заплатила около $7 за рекламу в Facebook, и на следующий день сбор денег завершился. В итоге нужную сумму собрали за 8 дней. «Изначально я собиралась сама профинансировать свою идею. Но тут как раз увидела платформу Baribirge и решила попробовать. Меня очень обрадовал такой отклик, это меня поддерживает и сейчас: есть люди, кому не все равно», — рассказывает Гаухар Киикова. Автор проекта не планирует вновь собирать деньги через краудфандинг. Сейчас Inspire.KIDS ждет новых желаний от детей и новых «волшебников», которые бы их исполнили.

Один из самых крупных проектов краудфандинга в Казахстане — сбор денег на съемки исторического кино «Казахское ханство». Организаторы не обращались к платформам, а создали свой сайт. Посетители сайта делились разными суммами: от 200 тенге до 600 тыс. тенге. Краудфандинг успешно завершился: сумма пожертвований составила более 1,3 млн тенге. В обмен на помощь создатели обещали указать имена всех «доноров» проекта в титрах режиссерской версии.

Как же собрать деньги на свой проект? Фандрайзеры считают, что нужно продвигаться в социальных сетях и объяснять свою идею. «Наверное, нужно делать то, что может понравиться большому количеству людей, которые захотят стать частью этого. Реклама здесь тоже нужна, если хочешь быть услышанным. У нас есть свои поклонники, и они нам помогли сделать проект успешным, а людям, даже с каким-то интересным проектом, надо будет рассказывать о том, что ты придумал и на что собираешь сумму. Соцсети сейчас очень в этом помогают», — советует Илья Питерцев. Гаухар Киикова также считает, что важно правильно преподнести проект: «Нужно написать хороший текст и снять хорошее видео, чтобы получить отклик. И больше репостов — как можно шире распространяйте».

Казахстанский краудфандинг начался с череды закрывшихся платформ, но есть все шансы, что он станет не менее популярен чем на Западе. «Краудфандинг в Казахстане находится только в начале своего пути. Сейчас основная наша задача — рассказывать, что такое краудфандинг и как он работает, чем он интересен для участников, авторов и почему необходим для общества в целом. У нас активно растет количество зарегистрированных пользователей на площадке, но не все зарегистрированные пользователи переходят в статус „участник проекта“. Хочется пожелать, наверное, более активно принимать участие в проектах, помнить, что даже небольшой вклад в проект делает его ближе к реализации», — комментирует Анна Таджимуратова, создатель BariBirge.kz. В стране много изобретателей и вдохновленных людей, которые могут попытать счастья на платформах, но также важны те, кто может поверить в значимость и вложить в идею хотя бы минимум средств. Пока мир охотно жертвует на мясное мыло или картофельный салат с Kickstarter, Казахстан может помочь именно новаторам и социальным проектам.

UPD: С корреспондентом «Капитал.kz» связались представители start-time.kz — еще одной платформы по краудфандингу. Платформа появилась 3 месяца назад, но практически не «продвигала» себя в медиа и поисковых системах, поэтому информация о ней не вошла в статью. На данный момент на сайте есть 3 активных проекта: мастерская для особенных людей", детское музыкальное пособие и бренд вязаной одежды. Последний проект уже собрал половину из требующихся двух миллионов тенге.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.