Казахстанский автобизнес завершает год с отрицательными показателями. Спад в экономике отразился как на продажах импортных авто, так и на статистике местного автопрома. За 11 месяцев дилеры продали более чем наполовину меньше новых автомобилей, чем годом ранее — 38,8 тысячи против 88,4 тыс. А машин made in Kazakhstan выпущено всего чуть более десяти тысяч — на 22% меньше 2015-го. Едва заметное оживление наметилось во второй половине года, однако, по прогнозам аналитиков рынка, к экватору 2017-го стоит ожидать возвращения лишь к статистике 2015-го года и то, если сохранятся нынешние экономические тенденции. О том, какие перемены возможны на авторынке в ближайшем будущем сегодня на встрече с журналистами рассказал председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
С какими цифрами закроем год?
По оценкам экспертов, к концу года рынок перешагнет отметку в 42 тысячи проданных новых легковушек. Суммарная выручка дилеров по итогам года составит около 850 млн долларов. «Все-таки пока рынок далек от состояния восстановления. И возврат к прежним значениям можно ожидать не ранее будущего года», — отметил Олег Алферов.
В местном автопроме отмечен рост в грузовом сегменте — на 8% с начала года. Из производителей легковушек на положительную динамику удалось выйти лишь усть-каменогорскому «Азия Авто». Доля отечественных машин установилась на уровне 25,3% (в прошлом году менее 18%), а их сбыт в январе-ноябре составил 10 469 единиц.
«Надо отметить, что спрос на продукцию казахстанских предприятий восстанавливается гораздо активнее, нежели сбыт импортных авто, во многом благодаря программе льготных автокредитов, общий портфель которых сегодня приблизился к отметке в 31 млрд тенге», — сообщил специалист. По итогам неполного года автосборочные предприятия обеспечили вклад в ВВП на уровне 61,5 млрд тенге. Налоговые поступления от участников автоиндустрии превысили 17 млрд тенге.
Какие новые машины будем собирать?
На казахстанский конвейер, как отметил Олег Алферов, с большой вероятностью вернется легендарный УАЗик. Будет расширена линейка автомобилей ГАЗ. Не исключено, что в результате громкого альянса Mitsubishi Motors с Renault-Nissan, о котором стало известно в минувшем октябре, в Казахстане может быть налажена сборка Renault и Mitsubishi.
«Марка Renault, которая сегодня входит в топ-три предпочтений казахстанцев, является наиболее ожидаемым кандидатом с точки зрения появления на конвейерах в Казахстане. Что касается бренда Mitsubishi, пока об этом говорить преждевременно, но в перспективе с учетом трансформации в альянсе продукция Mitsubishi станет более популярна в Казахстане. И теоретически, раз альянс сегодня ведет строительство производства полного цикла в Усть-Каменогорске, вполне возможно, что появятся в линейке нового предприятия в ВКО и автомобили под этими брендами», — прокомментировал руководитель «КазАвтоПром».
В середине этого года, напомним, прописку в ВКО получили бюджетный седан Lada Granta, универсал Lada Kalina и пятидверный внедорожник Lada 4×4. С декабря здесь же стартовало производство новейшего седана АвтоВАЗа Vesta и кроссовера X-Ray, оснащенных системой Эра-Глонасс с кнопкой экстренного вызова ДЧС, а также универсала Largus и лифтбека Granta.
На костанайской площадке в июле начали собирать электромобили китайской марки Jac.
Каких событий ждать ?
На востоке страны продолжится глобальная стройка нового машиностроительного предприятия. Проект реализуют альянс Renault-Nissan в лице ОАО «АвтоВАЗ» и «Азия Авто». На начало октября инвестиции казахстанского холдинга в проект превысили $58,1 млн. Общая стоимость проекта 380 млн долларов. Работы по монтажу инженерных коммуникаций (подъездные пути, электросети, водо- и теплоснабжение) на сегодня выполнены примерно на 80%.
«Предполагается, что в ближайшее годы на территории в 523 га разместятся производства, которые позволят выпускать не только до 120 тысяч бюджетных легковушек в год, но и обеспечат локальный выпуск здесь автокомпонентов», — отметил Олег Алферов.
Именно с этим предприятием связаны самые большие планы государства на увеличение уровня локализации.
«К 2020 году по Программе индустриально-инновационного развития предполагалось, что объем местного рынка составит 300 тысяч единиц, а это создаст возможность для локализации автокомпонентов. И как следствие — снижение зависимости от импортных поставок и соответственно валютных колебаний. Но пока эти планы отодвигаются вправо по шкале времени, но не отменяются», — добавил эксперт.
Также в 2017 году ожидается старт второго этапа программы утилизации автохлама с возможностью льготно приобрести отечественное авто. Пока же, с 21 ноября, на точках сбора во всех регионах за денежное вознаграждение (за 48 или 150 тысяч тенге) принимают ржавые и устаревшие машины. Отвечает за важнейший для обновления автопарка РК проект — ТОО «Оператор РОП».
Вырастет ли спрос на электромобили?
Только в том случае если государство будет субсидировать казахстанцам покупку электрокаров, отметил эксперт.
«Развитие только инфраструктуры для электромобилей — это еще не главный фактор развития. Лишь полтора десятка мировых рынков демонстрируют рост этого сегмента: страны Северной Европы, Северная Америка, Китай, Япония и др. А движущим фактором являются высокие доходы на душу населения и колоссальные государственные субсидии. В Китае, например, они достигают 15 тысяч долларов, которые безвозмездно получает каждый покупатель. Снижение суммы таких субсидий — это угроза росту рынка сбыта такого производителя как Tesla Motors. Хотя в Казахстане сегодня действуют определенные льготы: таможенные тарифы и эксплуатационные налоги для потенциальных покупателей, но говорить о массовом развитии этого сегмента пока чрезвычайно преждевременно», — сказал глава «КазАвтоПром» Олег Алферов.