Над какой картиной легче работать — коммерческой или авторской, где взять денег на кинопроект и можно ли просчитать успех фильма. Об этом и многом другом корреспондент центра деловой информации Kapital. kz побеседовал с режиссером и продюсером Аскаром Узабаевым.
— В декабре выходит ваша комедия «Гламур для дур». Почему после «партизанского» «Шлагбаума», где вы были продюсером, вернулись в коммерческое?
— Я никогда не забывал про коммерческое кино. У меня своя студия, и для ее функционирования нужны финансы, которые на «партизанском» кино не заработаешь. В какой-то мере я перехожу из «партизанского» в коммерческий кинематограф уже во второй раз. Потому что свой фильм «Жол» я считаю больше «партизанским». Он 4 года шел на киноэкраны, выстраданный, этой картиной я стремился честно показать то время, в котором мы живем. Да, в новой картине «Гламур для дур» все припопсовано, заджинсовано, но также поднимаются социальные темы. Только поданы они так, чтобы люди пошли в кино и в первую очередь хорошо провели время, вышли после просмотра фильма с хорошим настроением, а не с мыслями, как все вокруг плохо.
— Каков бюджет фильма «Гламур для дур»?
— 100 000 долларов.
— Сейчас любое кино — бизнес-проект. Какие факторы нужны, чтобы успешно продать казахстанский фильм еще до его старта в прокате?
— Во-первых, название. Еще до запуска проекта я разговариваю с прокатчиками, сценаристами, мы сразу думаем, чтобы оно обращало на себя внимание. Хорошее название как контрастный душ, человека должен захотеть пойти, оно должно быть интригующим, шокирующим, провокационным.
Инструментов продвижения много, важно понимать, какой у тебя в распоряжении бюджет на рекламу. Конечно, наши постеры размещены в виде наружной рекламы во всех казахстанских городах, на машинах крупной таксомоторной компании. Но это лишь часть. Наступило время интернета, поэтому основной упор сейчас делаем на рекламу в соцсетях, «вирусные» двухминутные видеоролики, привлекаем для продвижения блогеров, вайнеров, нам очень помогает продюсер Баян Максаткызы, у нее 2 миллиона подписчиков.
Если в картине играют более-менее известные актеры, персоны, сценарий внятный, техническое качество на хорошем уровне, то зритель в любом случае пойдет на фильм, эффект сарафанного радио никто не отменял. Самое главное — хороший сценарий. Казахстанские фильмы не могут соперничать с голливудскими монстрами, но способны увлечь интересными жизненными историями, которые ментально близки нашим зрителям.
— За счет чего, кроме проката, можно отбить фильм и за какой срок?
— Мы рассчитываем только на прокат, по-другому окупить фильм в нашей стране пока невозможно. Телеканалы покупают наши фильмы за копейки, продавать за рубеж — еще не было такого опыта, чтобы и наши кинематографисты заработали таким образом, что на каком-либо кинорынке казахстанскую картину купили сразу 150 стран. Мы около 7−8 месяцев работали над фильмом «Гламур для дур», если считать с момента написания сценария. Было бы замечательно, если бы удалось окупить свой фильм в первый уикенд, потом бы работали в прибыль. Как выйдет на самом деле, покажет прокат.
— Насколько озвученные вами сроки приемлемы для бизнеса в сфере кино? Вы закладываете их при планировании?
— У нас нет определенной формулы, по которой мы можем просчитать прибыль заранее. Успех одних казахстанских картин и провал других сложно объяснить логически. Наши режиссеры в таком состоянии, когда приходится догадываться, заработает кино или нет. Все будет понятно только после проката. К сожалению, в Казахстане на законодательном уровне у отечественного кино нет преимуществ перед голливудскими, российскими фильмами в прокате. О преференциях много говорят, но до реальных шагов пока дело не доходит. Думаю, что обсуждаемый «Закон о кино» также не принесет больших положительных сдвигов в этом направлении.
— Сейчас набирает обороты цифровая дистрибуция через интернет, можно посмотреть либо за деньги, либо даже условно бесплатно. У вас уже есть понимание потенциала этого вида дистрибуции? Перспективен ли он в Казахстане?
— Мы столкнулись с этим опытом. Да, интернет пришел в нашу жизнь, но в нашей стране еще очень мало людей, которые пользуется web-money и в интернете готовы смотреть фильмы за деньги. Рано или поздно мы придем к тому, что интернет начнет приносить деньги. Год назад официально YouТube «зашел» на Казахстан, и уже просмотры своего канала можно монетизировать. Но это только начало пути, и потенциал, безусловно, огромен. Другой вопрос, сколько это займет времени.
— Сейчас в кино все больше снимаются вайнеры, телеведущие, певцы, в том числе в вашем новом фильме. Неужели у нас актеров не осталось? Или это экономия?
— Если режиссер понимает, что он делает, что он хочет от актеров, то легко работать хоть с кем. Главное, чтобы человек в кадре делал то, что устраивает режиссера. Если режиссер сам не понимает, чего желает, то даже профессионалы будут выглядеть блекло. Для меня неважно образование человека, когда он приходит на кастинг. Если я чувствую, что кандидату идеально подходит тот или иной типаж именно из этого сценария, то утверждаю сразу, не глядя на его образование. При отборе подключается интуиция. Тебе нравится актер — ты работаешь. Я рад, что появляется молодая кровь, которая хочет заявить о себе и показать себя.
— В Голливуде за продюсером последнее слово. Так ли это в Казахстане? Или у нас режиссер диктует свои правила и просто говорит продюсеру, что ему постоянно нужны дополнительные вливания?
— В Голливуде кино более индустриальное, и там действительно продюсер выполняет все функции, которые предусмотрены, у них есть чутье. В Казахстане продюсер — это человек, который дает деньги, но он не всегда бывает объективен, говоря о том, какой актер лучше сыграет ту или иную роль. Мне повезло, что все продюсеры, с которыми я работал, доверяли мне в выборе актеров, последнее слово всегда было за мной. Если же и режиссер, и продюсер, то договариваюсь только сам с собой. Когда ты сам и режиссер, и продюсер, вдвойне сложнее. В тебе борются два человека. «Создатель» хочет сделать гениально, красиво и неповторимо, «считатель» хочет, чтобы это было дешево. Это сложно, и считать, и производить.
— А вы можете, глядя на сценарий, предположить, какой будет бюджет?
— Да. Правда, с итоговыми цифрами не всегда совпадало, все мы люди. Сэкономив на одном, тратишь больше на другом, возникают непредвиденные расходы. Элементарно, сегодня актер захотел 500 долларов, а завтра он хочет 1000. И, если ты одновременно исполняешь обязанности продюсера и режиссера, то уговариваешь себя ради творческого замысла увеличить бюджет.
— Вы пробовали описать аудиторию ваших фильмов? Насколько взыскателен казахстанский зритель? Почему привлечь ее в кино нелегко?
— Большинство посетителей — школьники и студенты, поэтому мы пытались сделать фильм «Гламур для дур» так, чтобы он был интересен этой аудитории. Под нее мы подогнали сюжет, жанр.
Вспомним «Шлагбаум», замечательный, серьезный фильм, созданный за 15 000 долларов. Он ориентирован на аудиторию 25−30 лет и старше. После успехов на фестивалях мы запустили его в казахстанский прокат, и заработали всего миллион тенге. Мы поняли, что взрослый «думающий» зритель не ходит в кинотеатры, а сидит дома и пренебрежительно относится к казахстанскому кино. Поэтому приходится намеренно делать конкретное внятное и легкое кино для публики, чтобы молодежь хорошо провела время, устраивала свидания в кинотеатре и просто отдохнула.
В чем причина такого дисбаланса? Это утопический разговор, потому что можно начать с системы образования, почему наши школьники мало читают, по каким учебникам занимаются… Культура «думательного» кино в нашей стране не развита. В Европе, за границей есть кинотеатры, где крутят только арт-хаус, авторские фильмы, на которые собираются полные залы, люди ходят, смотрят и понимают, о чем речь. Когда наш зритель насытится неглубокими фильмами, он непременно потянется к авторскому кино. Когда оно начнет вызывать такой же интерес и понимание, как в Европе, Казахстан станет великой страной.
— Как вы находите финансирование?
— Так долго искал деньги на фильмы, что решил заработать их самостоятельно и снимать. Я не понимаю людей, которые пишут хорошие сценарии и думают, что появится инвестор и их запустит. Деньги нужно зарабатывать и вкладывать в свои новые проекты. Других путей я не вижу.
— Тем не менее ваш первый фильм был снят не на ваши деньги…
— Мой первый полнометражный фильм «Коктейль для звезды» — идея Баян Максаткызы. Она захотела снять кино и наняла меня на позицию режиссера. В сериалах работаю также по приглашению.
— Вы успешно стартовали в «партизанском» кино, снимаете коммерческие фильмы. То есть побывали по обе стороны баррикад. Как вы думаете, в какой позиции художник работает продуктивнее?
— Режиссура — состояние души. Ответ на вопрос, какое кино снимать легче, зависит от того, к какой аудитории хочешь обратиться. И там, и там сложно, есть свои нюансы. Пока я сам не определился, в какой позиции мне проще. Единственное, могу отметить, что в авторском кино режиссер больше творец, в коммерческом — технолог, который знает, как расфасовать, сделать, донести. Мне пока не хочется выбирать между двумя позициями, нравится работать по обе стороны баррикад.