Олжас Ахметов: Даже если к нам приедет Леонардо ДиКаприо, снимать не буду. Он не в местном колорите и нам не нужен!
Исполнительные продюсеры и режиссер фильма «Неделимое» о реальном положении дел в кино РК и о том, как договориться на дисконты актерских гонораров
В преддверии премьеры криминальной драмы «Неделимое» корреспондент центра деловой информации Kapital.kz связался с режиссером картины Олжасом Ахметовым и продюсерской группой School Five Experience. О перипетиях казахстанской киноиндустрии, кинематографическом тайм-менеджменте, неожиданных картинах-миллионниках и самой ленте из уст режиссера и исполнительных продюсеров Андрея Мануйлова, Ильяса Ахмета и Наримана Абиева.
О фильме «Неделимое»
Андрей Мануйлов
В названии фильма заложена игра слов: «Не дели мое». Во главе угла – сумка, набитая деньгами, которые пытаются поделить несколько разных групп людей, оказавшихся рядом с ней.
Ильяс Ахмет
В фильме участвуют именитые актеры. Мы не ездили за актерами и не искали встреч. Историю придумал сам, за исполнением привлек талантливого драматурга Дарына Тохтарова, с которым мы вместе учились в киношколе. Когда у тебя есть хороший сценарий, мяч на твоей стороне. Актерам понравилась наша история, именно поэтому нам удалось их всех заполучить. Мы не могли предложить большие гонорары, но хороший сценарий сделал свое дело. Все сложилось - сработала магия кино, и она проявлялась в деталях – совпали графики, нашлись локации, подобрался каст, решились проблемы. Криминальная драма с элементами черного юмора – нетипичный игрок декабрьского сезона, но мы надеемся на успех.
Нариман Абиев
Итоговый бюджет фильма с гонорарами актеров, затратами на рекламу, хлопушками и бутербродами на площадке составил $93 000. Нам во многом удалось сэкономить благодаря актерам, которые согласились работать за символическую плату. Вообще, мы получили много поддержки от разных компаний и просто друзей. В частности, мы нашли партнера в лице компании «Меломан», которая профинансировала постпродакшн, поскольку бюджет на тот момент был уже исчерпан.
Как обстоят дела в киноиндустрии
Ильяс Ахмет
Если брать хронологию развития современного казахстанского кино, то, исключая «Рэкетира», ставшего самым кассовым фильмом в кинопрокате в 2007 году, фактически ярких вспышек не было. До 2010 года ситуация в нашей киноиндустрии была плачевной. В свое время флагманом индустрии был “Казахфильм”, концентрировавший максимальное количество разножанровых проектов. Но с тех пор ситуация изменилась. Появилось несколько удачных работ, собравших большую кассу. Возрастает конкуренция, индустрия растет и развивается. Ежегодно появляются отечественные фильмы, которые если не становятся событием, то собирают хорошую кассу. Меняются принципы продюсирования. Если раньше был только один вариант – прийти в «Казахфильм» и попросить денег, то сейчас активность частных компаний удивляет. Термин «индустрия» как большой активный механизм, в основе которого стоит работающий бизнес, начинает набирать вес. И все же в целом кинобизнес в Казахстане – это по-прежнему большой риск, но работать можно. При правильном подходе и планировании можно сорвать куш.
О продюсерской группе
Ильяс Ахмет
School Five Experience можно перевести как «Опыт 5-й школы» – место, в которой все мы учились и подружились. К тому же «5» – это высшая оценка, к которой мы всегда стремимся. Опыт подразумевает под собой все то, чему мы научились «до». Нариман – экс-сотрудник «Меломана», специализировавшийся на кинопрокате и киномаркетинге. Андрей – журналист, который нашел свою специализацию в кинотеатральной сфере и является PR-директором сети кинотеатров Chaplin Cinemas. Я работал на студии «Казахфильм» в руководящем составе компании, и через меня прошло много кинопроектов.
Андрей Мануйлов
Нашим первым проектом стал республиканский конкурс короткометражных фильмов «Снять за 48 часов», который проводился при поддержке генерального консульства США. Одновременно по всему Казахстану и за его пределами молодые режиссеры снимали ленты с идентичным заданием за 2 суток. В этом же конкурсе участвовал Олжас. И вот теперь мы оказались в одной лодке с проектом «Неделимое»… Одним из следующих проектов станет web-сериал, который мы сейчас разрабатываем. Нам презентовали интересную историю на 10 серий с общим хронометражем чуть больше часа. Нам эта идея очень понравилась, и мы нашли под нее инвестора, который покрывает большую часть затрат. Сейчас мы ищем дополнительные средства.
О минимальных кинобюджетах
Олжас Ахметов
Финансовый кризис способствует творческому росту, поэтому все возрастающее количество казахстанских премьер вполне объяснимо. Спрос рождает предложение, а спрос на наше кино есть. В кризис люди изощряются, придумывают что-то, выкручиваются, фильмы снимают недорогие, а многие продакшны имеют свое оборудование. Вообще, наши режиссеры – самые крутые режиссеры в мире. С такими маленькими инвестициями они делают кино, которое можно смотреть и получать удовольствие. Дайте голливудским студиям такие бюджеты, и они ничего не снимут… Если когда-нибудь мне дадут большой бюджет, я бы хотел снять исторический фильм. Обязательно с казахстанскими актерами. Я, конечно, люблю голливудских актеров, но я бы не стал приглашать их в эту картину. Ну кого бы в этом фильме сыграл Леонардо ДиКаприо? Иностранца? В местном колорите он нам не нужен.
Сегодня в Казахстане мало кто снимает фильмы дороже $300 000. Вообще же, в последние годы бюджеты в среднем составляют 100-150 тысяч. В случае успеха фильм может собрать полтора миллиона долларов. И такие примеры есть. В этом году есть как минимум три фильма, собравших в прокате по миллиону долларов. Вообще же, отечественное кино пользуется спросом. И рынок это видит. Число новых картин растет. В прошлом году на экраны вышло 27 кинолент. В этом году мы уже насчитали 31 картину. В 2018-м заявлено 47 проектов.
Какие казахстанские фильмы «выстреливают»
Андрей Мануйлов
Народ идет на имя. «Келинка Сабина» собрала около $3 млн и стала успешной, в частности потому, что в бэкграунде был известный одноименный телесериал. И, конечно же, имя Нуртаса Адамбай. Очень важно нащупать нерв. Бывает, фильмы, на которые делаются большие ставки, могут пройти в прокате не замеченными зрителями, даже несмотря на мощнейшую рекламную поддержку. Особую роль играют социальные сети и сарафанное радио.
Для любой картины важен первый уикенд. Плохое качество и негативные отзывы сделают свое дело – и ко второму и третьему уикенду количество экранов будет сильно сокращаться. Таким образом, кинотеатры освобождают место для более успешных проектов. В Казахстане любят комедии, любой другой жанр считается очень рискованным.
В какое время фильм может заработать
Андрей Мануйлов
Особое значение имеет дата релиза. Можно присоседиться к громкой мировой премьере. Люди приходят на один фильм, но залы забиты, и они выбирают те, на которые билеты не выкуплены. По опыту основная масса зрителей приходит в кинотеатр и выбирает фильм по факту. Наши кинематографисты очень любят встать под Новый год, на Наурыз и другие большие праздники, потому что в эти даты собираются самые большие деньги. Для «Неделимого» мы взяли очень интересную дату, благо она была свободна. Расширенный уикенд, 14 декабря, параллельно выходят новые «Звездные войны». Довольно рискованная инициатива, однако это может сыграть нам на руку.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.