Биржан Ашим — один из тех людей, кто за одно свое видео зарабатывает как среднестатистический офисный работник в месяц. Его сериалы «Пахан», «Король говорит» смотрит более 200 тысяч постоянных зрителей в Instagram. Кроме того, Биржан Ашим стал участником эксперимента, в рамках которого казахстанцы выясняли, можно ли туристу прожить месяц в Европе на 500 евро и что-то заработать своим трудом. О результатах эксперимента, вайнерах и выходе из зоны комфорта он рассказал в беседе с корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
— Биржан, чем занимались до момента, когда стали популярны в интернете?
— Я был маркетологом крупной компании по экспорту рыбы. У меня была хорошая зарплата, мне все нравилось, но утомляла рутина. Почему я ушел? Начались проблемы с выплатой зарплаты. Я понял, что это сигнал. После с единомышленниками начали прокачивать собственное маркетинговое агентство, открыли школу предпринимательства. Когда получаешь зарплату, жизнь спокойнее, ты не переживаешь за свое существование, нет мотивации развиваться. Когда занимаешься бизнесом, приходится каждый день выходить из зоны комфорта. Риски, безусловно, есть, но в этом вся прелесть работы над аккаунтом в Instagram.
— Расскажите, что побудило Вас начать продвижение своего аккаунта в Instagram? Вспомните, пожалуйста, как снимали свое первое видео.
— В один день получилось так, что на меня свалилось очень много проблем, по проектам ничего не идет, и я не знал, как выйти из этого тупика. Понятно, что нет настроения что-либо делать. В таком подавленном состоянии однажды утром подхожу к окну, хочу сделать фото, потому что свет красиво падал. И начинаю снимать свой первый ролик про людей, посещающих спортзалы, написал в заголовке «Король говорит». Никаких заранее продуманных идей, сценария не было. Залил в Instagram, первые 10 минут хотел удалить, боялся негативной реакции друзей. А потом понял, что людям это нравится, зацепился и не отпускал.
— Как отбираете темы для публикаций?
— Все мои идеи из жизни. Например, Instagram-сериал «Пахан» родился, когда впервые скачал Snapchat, и пытался понять все его возможности. Мне понравился один эффект, я понял, что можно обыграть этот момент, когда некоторые люди не могут разобраться в новых технологиях. Я не столько хорошо шучу, я говорю, как есть. Вспоминаю жизненные ситуации и рассказываю о них, зрители улыбаются, потому что так и есть. На рынке шутки поводы одни и те же, подача и акценты разные. В моем случае люди смотрят и смеются, потому что узнают себя, знакомых, друзей.
— Насколько важно иметь бизнес-образование при раскрутке аккаунта?
— Любой человек может этим заниматься. Самый сложный момент, когда только начинаешь, это пугающая неизвестность впереди. Необходимо перестроить мышление, если Вы приходите из сферы, где были наемным работником. Все как в предпринимательстве. Важно понимать, что Instagram не начнет на тебя работать, пока ты не приложишь усилий. Чтобы аккаунт был интересным, необходимо свою жизнь превращать в красочную. По сути, социальные сети делают нашу жизнь интересней. Раньше мы с друзьями смеялись над девушками, которые едут на природу только ради фотографий. А потом заметили, что и сами так делаем. Лично я в путешествие поехал ради Instagram, с 70-метровой высоты прыгнул ради Instagram, потому что мне нужен был популярный контент.
— В чем секрет успешного аккаунта?
— Не думать о заработке. Аккаунты тех, кто лишь считает деньги, сразу видно. У них вся страница на рекламе построена, это неинтересно. А когда думаешь только о контенте, где развеселить, и между делом вставлять креативную рекламу, то люди не потеряют к тебе интерес. Подписчики придут, люди тебя увидят в любом случае и расскажут друзьям. На своем примере убедился, что нужно также знать свою целевую аудиторию, следить за трендами. Отнестись к этому серьезно, а не так, что ты что-то заливаешь в перерыве между основной работой.
— Компании сегодня активно борются за возможность показать свой бренд у вайнеров, готовы платить большие деньги. А насколько это эффективно?
— Ни один вайнер не может обещать результат. На телевидении можно заранее просчитать эффект, знать примерный доход, потому что есть рейтинги, подсчет аудитории. В Instagram нет прайм-тайма, телефоны у людей всегда с собой, они могут увидеть рекламный ролик в любой момент. Компания рискует, особенно подписывая крупные контракты. Реклама на видео-блогах хорошо продается в том случае, когда есть сценарий, интересная история, и легко проскакивает информация о продукте. За такой результат заказчики и платят.
— То есть, в Вашем случае развлечение превратилось позже в стратегический бизнес. Как сейчас Вы воспринимаете свой аккаунт. Это только источник дохода?
— Я по образованию маркетолог. Совместно с двумя партнерами мы развиваем бизнес в сфере продуктов питания, работает школа предпринимательства, помогаем с участием на тендерах. У нас четко распределены участки ответственности. Моя роль — быть лицом аккаунта, который помогает продвигать наш бизнес. То есть, раскрутка Instagram позволяет продвигать бизнес, зарабатывать за счет сторонних коммерческих предложений. Но без качественного, интересного контента это сделать невозможно.
— Насколько я помню, команда Queex одними из первых в Казахстане показала, как можно зарабатывать на вайнах. Но сейчас они перестали быть популярными. И таких примеров немало. Почему так происходит?
— Потерять любовь зрителей очень легко. Любой блогер, вайнер, думающий, что может расслабиться на недельку-другую, а потом с легкостью вернет свои позиции, сильно ошибается. Пройти точку невозврата очень легко, после нее уже не снискать былых лавров. Пропадает огонек в глазах, и рушится все.
— Есть мнение, что лет через 5 популярность вайнеров сойдет на нет, и компании перестанут рекламировать продукт с помощью коротких юмористических роликов, а сделают еще больший упор на контекстную рекламу, SЕО. А когда в Казахстане вайнеры станут не интересны рекламодателям?
— 5 лет- это слишком большой срок. Думаю, нынешняя ситуация продлится еще года 2 максимум. Потом начнется падение, если не появится что-то новое, интересное.
— И на что собираетесь жить?
— Я сам отношусь к Instagram как к временному явлению. И весь этот успех для того, чтобы я успел за что-то зацепиться. Вайнеры открывают свой бизнес, идут сниматься в кино. Instagram — это трамплин, я к этому также отношусь, создаю плацдарм, чтобы вырваться к новым вершинам. Вообще, в планах пойти по пути топовых видеоблогеров в сферу кино. Перейти в полный метр, сериалы на телевидении, со сценарием, бюджетом.
— А если более приземленно? Знаю, что недавно Вы и еще двое парней-энтузиастов вернулись из путешествия по Европе, где пытались выжить месяц на 500 евро. Может быть, там открыли для себя новые виды заработка?
— Да, проект называется «Дикарем по Европе», мы проехали 9 стран автостопом и добрались из Амстердама до Ибицы. До самого путешествия мы были полны энтузиазма, что будем зарабатывать в Европе необычными методами. Когда дошло до дела, картина оказалась совершенно другой. Было гораздо важнее где-то заночевать и пережить день. Иностранцы не могут официально что-то заработать в Европе, если нет специального разрешения на работу. Мы насмотрелись программ, где люди ездят по миру, зарабатывают деньги. Попытались сделать так же, но во всех 9 странах, где мы проезжали автостопом, нас ждала неудача. Единственное, мы сделали фотосессию для наших соотечественников в Праге, пришло около 12 человек. Заработанные деньги проели в тот же день. Заработать песнями и танцами не так-то просто. В Европе уличным артистам дают деньги, когда видят что-то действительно талантливое, неординарное. Там даже в переходах стоят большие профессионалы. То, что хорошо умели мы — делать дизайн, фотографии, не предложишь просто так на улице.
— Зная о поездке, предполагали, что денег может не хватить? Планировали, чем можете заработать? Как к этой авантюре отнеслись ваши семьи?
— Мы были уверены, что заработаем. Вариантов в наших планах было много. Заходить в рестораны, проситься быть посудомойщиком, убирать со стола, стучаться в дома и за ночлег отработать по дому, отработать фотосессией, иногда просто за общение. Способов много, но ни один из них реализовать не удалось, кроме фотосессии в Праге. И то он сработал только с нашими казахстанцами, которые живут там. По поводу семьи, конечно, они волновались, но мы постоянно были с ними на связи, так как нам помогли спонсоры. Например, бренд сотовой связи сам вышел на нас, предложив бесплатный роуминг в Европе, интернет и голосовую связь. Все посты в Instagram мы заливали через интернет в роуминге. Для тех, кто рискнет повторить наш опыт, хочу акцентировать — нам помогали казахстанцы в большинстве из 9 стран, которые мы пересекли, поэтому у нас получилось уложиться в 500 евро втроем. Нас кормили, показывали достопримечательности, тем самым мы охватили и культурную сторону поездки. Хочу сказать всем, кто сейчас читает: не жалейте денег, сил, времени на путешествие, взамен вы получите такие впечатления, что не забыть никогда!