Рынок коммерческой недвижимости Казахстана сохранил привлекательность для инвесторов. Причем активнее в строительство новых БЦ и ТЦ стал вкладываться именно местный бизнес. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital. kz в рамках состоявшегося в Алматы Форума коммерческой недвижимости CRE (Commercial Real Estate Week) рассказал управляющий компанией «Торговые технологии Trade Help» Андрей Калмыков.
«Динамика инвестиций следующая — продолжает расти объем местных инвестиций. Если общие инвестиции в строительство торговой и офисной недвижимости оцениваются около 40%, то из них 13% - иностранцы, и 27% - это наш инвестор, что очень радует», — отметил Андрей Калмыков.
Аналитик обозначил еще несколько сложившихся на рынке трендов. Во-первых, продолжается развитие качественных торговых и офисных центров как в центральных городах — Алматы и Астане, так и в регионах. Практически в каждом регионе идет строительство достаточно крупных ТЦ. При этом абсолютное большинство строящихся бизнес-центров относятся к классам В и В+. «Бизнес-центров, А класса у нас очень мало. Нет таких объектов, как, например, деловой район Moсква-сити в российской столице. А по торговым центрам такого класса у нас могу выделить только алматинский Esentai Mall», — сказал эксперт. В своем докладе в рамках форума он сообщил, что с 2007 по 2016 г. в Астане открылись девять ТЦ с GLA (общей торговой площадью. — Ред.) в 212 тысяч кв. м., в Алматы с 2006 года запущены 25 ТЦ с арендопригодной площадью в свыше 549 тысяч кв. м.
Второй тренд, по словам Андрея Калмыкова, заключается в том, что арендаторы, допустим, в fashion-ретейле закрывают неэффективные магазины, чтобы уйти в места более плотного скопления своей целевой группы. Таким образом, освобождается большое количество помещений в стрит-ретейле.
В-третьих, нынешнее время для строительства новых офисных зданий и торговых площадок эксперт считает вполне благоприятным.
«Сейчас реально выгодно строить. Цены на строительном рынке опустились вниз, стоимость стройматериалов — великолепная, ниже на 60−70%. Что касается цен продаж, то они не сильно изменились», — говорит специалист.
Четвертый тренд: проекты, по которым работают инвестор и заказчик, становятся проектами полного цикла. Заказчик хочет получить работу в бизнесе по объекту «под ключ». «То есть в одни руки отдают от концепции до реализации. И, кроме того, инвесторы однозначно подходят к проекту не с точки зрения только архитектуры, а одновременно архитектуры и технологий. А большая часть предпринимателей ставит технологии во главу угла», — уверен собеседник Kapital.kz.
В-пятых, услуги детализируются, глубоко прорабатываются. На сегодняшний день, по мнению аналитика, на рынке коммерческой недвижимости в Казахстане представлено большое количество услуг с высоким качеством исполнения. Полного или частичного цикла. Эти услуги можно заказывать девелоперам и инвесторам.
Еще один тренд — проявляется активность международных и российских инжиниринговых и консалтинговых компаний по работе с объектами недвижимости в РК. Также, как отмечает аналитик, между арендодателями и арендаторами коммерческих площадок происходит пересмотр отношений в пользу «переменной части» — процента от оборота.
«Тема „алга“ на сегодняшний день начинает пропадать. И рынок уже более взвешенно подходит ко всем шагам на всех этапах. Это правда. Такое настроение: „А давай построим где-нибудь торговый центр, просто потому что есть недорогая земля“ уходит. Идет глубокая проработка проектов. Только на проектную деятельность компании начинают тратить от 6 до 14 месяцев», — добавил Андрей Калмыков.