«Клиент — первый источник прибыли, в конечном счете любой чек компании оплачивает именно он. Мы понимаем нужды клиентов, поэтому предлагаем новые продукты, новый сервис, новое обслуживание», — так старший вице-президент KMG International Азамат Жангулов рассказывает о том, как изменились подходы компании к ретейлу.
С 2012 года европейская «дочка» «КазМунайГаза» активно развивает нефтепереработку и продажи, а также сегмент транспортировки нефти и нефтепродуктов. Модернизация НПЗ Petromidia (стоимость преобразования — 480 млн долларов) позволила производить топливо высокого качества стандарта Евро-5 и за счет этого конкурировать на жестком европейском рынке. Сегодня компания строит заправочные комплексы новом концепте по инновационной технологии, что позволяет сокращать капитальные и операционные и затраты, и готова выходить на новые рынки. В целом ретейл-направление стало одним из ключевых в программе трансформации группы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Ретейл дает хорошую доходность
В настоящее время компания получает на своем заводе в Румынии свыше 5 млн тонн нефтепродуктов в год. Из этого объема 2 млн тонн уходят в розницу на рынки Европы и Черноморского региона, остальное — крупнооптовыми партиями, и это своего рода резерв, который при необходимости может быть перенаправлен на ретейл.
«Такая база позволяет нам дальше развиваться именно в рознице, инвестировать в этот сектор и получать хорошую доходность», — комментирует старший вице-президент KMG International.
В 2015 году компания получила рекордный показатель продаж в Румынии, Молдове, Грузии и Болгарии — 2,64 млн тонн. В первом полугодии этого года продажи составили 1,27 млн тонн — на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сегодня НПЗ Petromidia является лучшим из 14 нефтеперерабатывающих заводов во всем регионе Центральной и Восточной Европы, занимает 8 строчку по операционной эффективности в глобальном списке НПЗ. «Мы действительно владеем очень хорошим базовым активом, которым эффективно управляем», — отмечает Азамат Жангулов.
Турция интересна дизелем и толлингом
В свой «Wish List» рынков для розничных продаж KMG International включила Турцию. Страна потребляет большие объемы дизельного топлива, причем импортного: ежегодно из-за рубежа завозится несколько миллионов тонн, и эта ситуация, согласно прогнозам, сохранится в течение ближайших лет.
КМГИ в свою очередь производит достаточные объемы этого вида продукции: после модернизации НПЗ Petromidia выпуск его увеличился почти на 50%. Весь этот объем компания реализует через розничную сеть и готова осуществлять поставки в Турцию.
Турецкий рынок привлекателен и с точки зрения поставок нефти. «В качестве варианта мы рассматриваем поставки нефти по толлинговой схеме на местные НПЗ», — рассказывает топ-менеджер компании.
АЗС получили новый концепт
В Румынии, Болгарии, Молдове, Грузии розничная сеть KMG International работает под брендом Rompetrol. Согласно маркетинговым исследованиям, узнаваемость этого бренда за последний год увеличилась более чем на 20%.
В Румынии программа ребрендинга уже завершилась, в Молдове, Грузии, Болгарии находится в активной фазе. В Грузии и Молдове этот процесс закончится до конца года, в Болгарии — в первых двух кварталах следующего года.
Преобразованы уже 160 АЗС, и теперь это не заправочные станции в привычном понимании, а заправочные комплексы, предоставляющие клиентам более широкий спектр услуг и более высокое качество обслуживания.
О том, что представляет собой новый концепт, рассказывает главный директор KMG International по развитию ретейла Бауыржан Нугуманов. Суть в том, что человек, заехав на станцию заправить авто, получает комплекс услуг: его машину помоют, зальют топливо и, если есть необходимость, проверят техническое состояние. Пока сотрудники комплекса занимаются железным конем, его хозяин может провести время в магазине или на фуд-корте, которые находятся в здании заправочного комплекса.
«Мы пытаемся сделать наши заправочные комплексы семейно-ориентированным. Клиенты, заезжая к нам, могут оставить детей на детской площадке, перекусить в ресторане или кафе. Дополнительно в нашем заправочном комплексе может присутствовать отделение банка, где человек может, например, осуществить оплату каких-либо услуг. То есть он не потратит впустую время», — говорит Бауыржан Нугуманов.
Современные технологии для клиентов
К маю 2017 года KMG International планирует запустить мобильную оплату на АЗС, также ввести оплату карточкой, когда рассчитаться за топливо можно будет не отходя от колонки.
Помимо этого уже действует система автоматического распознавания машин — на авто устанавливается чип, с помощью которого оплата производится автоматически. Клиент просто заправляет авто и уезжает, а система списывает с его счета необходимую сумму. Таким образом, экономится время, сервис становится удобным.
Модель для сборки АЗС
«В регионах нашего присутствия существует потребность в современных комплексах АЗС. Общее количество заправок в той же Болгарии или Румынии, конечно, велико, но есть потребность именно в современных комплексах», — продолжает Азамат Жангулов.
Речь идет не только о содержании АЗС, но и о технологии их создания. В этом году KMG International реализовывает проект модульного строительства заправочных комплексов.
Как поясняет главный директор по развитию розничной сети в Румынии и Ближнем зарубежье Олег Подольский, заправочный комплекс нового типа отличается прежде всего универсальностью сборки. Он представляет собой многофункциональный конструктор, из которого можно составлять разные по сложности и объему сооружения. За счет технологических приемов и новой технологии строительства объект экономичен по многим параметрам. В частности, с энергетической точки зрения. Также с момента проектирования можно сэкономить на площади земельного участка. Эффективная схема — «все рядом» — уменьшает стоимость обслуживания технологической части, соответственно, повышается качество работ.
«Если мы будем иметь в сети все заправки одинакового конструктива, нам будет легче их обслуживать, держать базу запчастей
По его словам, формат модульных заправок будет удобен и для Казахстана, где строительный сезон длится 4−5 месяцев: возведение таких заправочных комплексов не зависит от внешних условий (от промерзания почвы, например).
«Когда мы полностью откатаем механизм здесь (в Румынии, Болгарии, Молдове, Грузии), сможем применять его и в Казахстане. Надеюсь, коллеги воспользуются нашими разработками», — заключает представитель KMG International.