Основатель и генеральный директор футбольной академии «Санлин» Казбек Жангазиев некогда и сам хотел стать профессиональным футболистом. Однако его судьба сложилась по-другому, и сегодня Казбек Жангазиев помогает юным спортсменам приблизиться к своей мечте. О том, как совместить здоровый образ жизни, футбол и бизнес Казбек Жангазиев рассказал в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz.
— Родители вкладывают в будущего футболиста определенную сумму денег. Вернутся ли они, когда их ребенок вырастет и заиграет в футбол профессионально?
— Когда ребенок маленький, то вложения небольшие. Родители дают своим детям все самое лучшее, если их финансы позволяют обеспечить ребенка экипировкой для футбола, отправлять его за рубеж на мастер-классы, то это классно. Если он станет профессиональным футболистом, это вернется в стократном размере. Зарплаты казахстанских, европейских футболистов сегодня высоки. В Английской премьер-лиге игроки зарабатывают около 120 тысяч фунтов в месяц, если на такой уровень выйти, то вложения не только оправдаются, но и родителям до конца жизни денег хватит, и себе. В казахстанском футболе тоже хорошие зарплаты, чтобы безбедно прожить здесь, если будет на уровне выступать. Если рассматривать занятия футболом как инвестиции, то они хорошо окупаются в случае, если ребенок станет профессиональным игроком.
— Дорого ли обходятся занятия футболом? Дорогой ли это вид спорта?
— Футбол дешевле многих видов спорта. В нашу академию «Санлин», например, на первые тренировки дети приходят, в чем есть. Не обязательно покупать спецоборудование. У нас есть пробные тренировки бесплатные, туда все приходят в простых кроссовках, обычных футболках, шортах. Если им нравится, то потом уже — да, мы рекомендуем купить специальные мини-футбольные брендовые кроссовки. Конечно, обучение в частных футбольных академиях требует финансовых затрат, в том числе расходы для выездов на турниры. Могу сказать, что больших затрат не требуется, если у ребенка есть талант, он любит футбол и тщательно работает на тренировках. Его обязательно заметят селекционеры. Единственный минус футбола в том, что он травматичный.
— А как же коррупция? Вы уверены, что у нас можно пробиться только за счет таланта?
— В плане коррупции ничего прокомментировать не могу, потому что не владею всей ситуацией. В нашей футбольной академии обучение платное, ее (коррупции — Ред.) никогда не было и не может быть. К слову, мы предоставляем скидки, дети-сироты, ребята из многодетных семей вовсе тренируются у нас бесплатно. Для них большой стимул заниматься усерднее других, потому что они получают шанс после учебы у нас заявить о себе в футбольных клубах.
— Растет ли уровень футболистов в нашей стране?
— Уровень ребят растет, в стране увеличивается число полей, идет освещение матчей, ребята через интернет видят, как тренируются их сверстники в Европе, мире, перенимают их опыт. Поэтому уверен, что поколение, которому сейчас 10−15 лет, будет гораздо сильнее нынешних игроков, сможет еще громче заявить о себе в Европе.
— Расскажите о своей академии. Как построена Ваша работа?
— Мы даем детям стартовый толчок для будущей карьеры. Я уверен, что рано или поздно казахстанский футболист заиграет в большом европейском клубе на ведущих ролях, всей душой надеюсь, что это будет кто-то из моих воспитанников. Спустя какое-то время после тренировок у нас, если виден потенциал, мы предлагаем родителям пройти отбор в ДЮСШ, футбольные центры при профессиональных клубах. Мы готовим молодое поколение, здоровое поколение, пропагандируем спорт, и я надеюсь, что дети от 4 до 16 лет, которые сейчас у нас тренируются, смогут стать игроками национальной сборной, европейских клубов.
— И есть кем похвастать?
— Мы рады, когда родители наших выпускников с благодарностью говорят нам об успехах детей в футбольных центрах профессиональных клубов. Мы сами перенаправляем самых талантливых и успешных. Один из наших выпускников Дильдар, ему сейчас 17 лет, поступил в Чехию на обучение, параллельно занимается в футбольном клубе «Спарта Прага», сейчас выступает во второй лиге Чехии за дубль этого клуба. Этот парень не только учился у нас, но и помогал тренеру, с детьми хорошо ладит. В мае 2015 года двоих ребят на год отправили в «Эспаньол», но там обучение платное.
— Сколько денег ушло на создание академии?
— Мы запускались в сентябре 2014 году. Стартовый капитал- 80 000 тенге, эту сумму потратил на открытие академии. Получал стипендию, откладывал ее, тогда курс доллара был 150. На 50 000 закупил оборудование, на 30 000- запустил Google Direct, мобильное приложение, инстаграм, сам сделал сайт на бесплатном конструкторе, запустил трафик, начали люди звонить, интересоваться, аренду зала оплачивал в конце месяца, к счастью, удалось договориться так.
— Окупились вложения?
— Конечно. Я обеспечиваю свои расходы, расходы родителей, покупаю машину, квартиру. Я мог бы погнаться за деньгами, цены увеличить, но мы сейчас наоборот цены снизили, чтобы футбол стал более доступным. У нас 7 филиалов в Астане, около 300 детей обучается, цифра растет, в Алматы филиал открылся в сентябре, продали франшизу в Павлодар.
— А хотели бы иметь свою инфраструктуру, а не арендовать?
— Мы за это. Но нужны большие инвестиции, чтобы построить свое здание, инфраструктуру. Если будет инвестор, то я «за», чтобы мы развивались. Пока идем на пути самоокупаемости. В планах — продажа франшиз, занимаются по нашим наработкам, чтобы во всех городах Казахстана работали.
— Современный футбол: спорт или бизнес?
— Да, профессиональный футбол стал бизнесом, в нем крутятся большие деньги, продажа футболок, трансляции. Но спортсмены от этого только выигрывают. Они зарабатывают хорошие деньги, обеспечивают свои семьи, могут достичь результатов, компании, зарабатывающие на трансляциях — все выигрывают. Поль Погба перешел из «Ювентуса» в «МЮ» за 100 миллионов евро, за месяц они отбили стоимость трансфера только на продажах атрибутики. Одна футболка стоила 100 фунтов, они продали около миллиона футболок с его именем. Это все бизнес.
— Хорошо это, или плохо?
— Хорошо, когда клубы зарабатывают. Они строят инфраструктуру, заботятся о социальной сфере, инвестируют в здоровый образ жизни детей, открывая новые группы, деньги зарабатывают, параллельно вкладывают в тренеров, повышают квалификацию. Допустим, в прошлом сезоне в определенном клубе было 3 группы, в этом году 13, охват детей стал больше. Разве это плохо?
— У многих вызывает вопрос, насколько оправданы высокие зарплаты футболистам в принципе?
— Высокие зарплаты оправданы, когда клубы могут себе это позволить. Суть бизнеса такая, что, если компания оплачивает большие зарплаты, значит, она хорошо зарабатывает. В бизнесе никто не будет работать себе в убыток, так как это меценатство. Когда занимаешься бизнесом, необходимо зарабатывать деньги, при этом нести свою миссию.
— Какова, по-Вашему, формула успеха?
— Основываясь на личном опыте, скажу, что нужно просто брать и делать, ставить цели на определенный промежуток времени. Главное проблема многих людей в том, что они не хотят работать, не любят оставаться в офисе, хотят кому-то скинуть часть своей работы. На этом терпят неудачу. На начальном этапе я сам запускал рекламу, создавал сайт, общался с арендодателями, даже сам оплату принимал, вел кассу, договора заключал. Все хотят сразу зарабатывать миллионы. Невозможно сразу заработать 10 млн и после первого месяца уехать отдыхать. Деньги придут, но спустя время, после приложения труда в реализации своей идеи.
— И все-таки, почему Вы развернули свою деятельность в футболе?
— Я через бизнес закрыл свою боль, что не смог принести пользу стране как футболист. Поэтому обучаю детей. Я с детства играл для себя с мячом, всей душой хотел быть футболистом, но меня отдавали на дзюдо, плавание, теннис. Это были 90-е, в Уральске, где я родился, в то время работы не было, футбол не котировался как заработок, просто как спорт. Думаю, по всей стране ситуация была не лучше. Позже любовь к футболу вылилась в работу по созданию академии. Я понимаю, что не смог бы стать футболистом профессиональным, чтобы представлять страну, но с помощью работы академии я вношу свой вклад в казахстанский футбол.