Строительство птицефабрики по выращиванию бройлеров, производительностью 60 тыс. тонн в живом весе, началось в Акмолинской области. Сумма займа составила 12 млрд 540 млн тенге. Объем рынка куриного мяса в Казахстане оценивается в 305 тыс. тонн, более 54% из которых составляет импорт. К 2020 году ожидается, что объем рынка увеличится до 360-380 тыс. тонн. Об этом сегодня на пресс-конференции в Астане сообщил председатель правления Банка развития Казахстана (инвестора проекта) Болат Жамишев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По словам Болата Жамишева, банк будет финансировать проект первой очереди, включающий строительство четырех бройлерных площадок по 12 птичников на каждой. Всего 48 птичников. По итогам реализации первой очереди мощность птицефабрики составит 25 тыс. тонн в год. Ожидаемая дата ввода в эксплуатацию – август 2018 года. Соинвестором проекта выступает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
«Следует сказать, что мы имеем в виду и вторую очередь этой птицефабрики. Заемщик – Усть-Каменогорская птицефабрика. Это тот же бенефициар, который достаточно эффективно развивал производство и двигался в сторону Астаны с охлажденной птицей. Охлажденной птице очень непросто конкурировать на рынке с замороженной птицей. Достаточно сложно, потому что замороженную можно завозить издалека. «Охлажденка» выше по цене, она больше пользуется спросом, но ее и не завезешь издалека. Ее нужно приближать к центрам потребления. И вот сейчас новая птицефабрика в Макинском районе Акмолинской области это та же усть-каменогорская птица, только уже здесь, под Астаной», - рассказал глава банка.
В свою очередь зампредседателя правления БРК Абай Саркулов заметил, что казахстанский рынок птицы на 54% занимают производители России и Украины. Поэтому в первую очередь новое производство будет ориентировано на потребности внутреннего рынка, в частности, на то, чтобы «кормить» Астану. На внешние рынки оно пока не ориентируется.
Между тем в Восточно-Казахстанской области будет построен мясоперерабатывающий комплекс. В основном на нем будет перерабатываться баранина. Сумма займа составляет 5,7 млрд тенге. Комплекс включает в себя современный убойный цех мощностью 1 тыс. 400 голов мелкого рогатого скота и 200 голов КРС за смену и площадку для откорма 50 тыс. голов МРС и одной тысячи голов крупного рогатого скота. Общая производственная мощность мясоперерабатывающего комплекса – 11,5 тыс. тонн мяса в убойном весе. Планируется его ориентация на внутренний рынок и экспорт. В частности, в Россию и Китай. Планируемая дата ввода в эксплуатацию – декабрь 2016 года.
Как рассказал Абай Саркулов, здесь якорным клиентом выступает Китай. Так как мясокомбинат будет производить больше ягнятины, которая пользуется огромным спросом со стороны Китая. Также заключены меморандумы с крупными торговыми сетями России - «Магнит» и «Перекресток».
«В ВКО сейчас чрезвычайно большой спрос на перерабатывающие мощности, потому что продукция из этого региона в основном везется на переработку в Алматинскую область и ясно, что строительство этого мясоперерабатывающего завода во много раз повысит эффективность этого производства. Как в регионе, так и в Казахстане в целом», - прокомментировал Абай Саркулов.
Вместе с тем в Южно-Казахстанской области намечено строительство транспортно-логистического центра в городе Шымкентн. Сумма займа составляет 11,8 млрд тенге. Как заверил глава БРК Болат Жамишев, рынок складского сервиса в Казахстане имеет значительный потенциал роста. Экспортные поставки занимают ведущую роль в структуре товарооборота южного региона: по итогам 2015 года на вывоз и ввоз товаров пришлось 53% и 47% соответственно. Так, в минувшем году в ЮКО было ввезено 963 тыс. тонн грузов. Поэтому на базе создаваемого транспортно-логистического комплекса будут оказываться услуги по хранению различных типов грузов. Для этого будут введены в строй склады нескольких типов – холодильный, морозильный, овощехранилища, автомобильный терминал, основной склад и контейнерная площадка.
Прежде всего этот логистический центр будет направлен на соединение рынков Центральной Азии и Узбекистана с Российской Федерацией.
Прокомментировал Болат Жамишев и значение нового логистического терминала для проекта экономического пояса Великого шелкового пути, воссоздаваемого Китаем.
«Новый Шелковый путь – это условное название, за которым скрывается большой смысл расширения интеграции между странами, которые исторически относились к Великому шелковому пути и к максимальному использованию транспортного потенциала этих стран. Проект в ЮКО, мы полагаем, будет очень эффективным, поскольку растет производство овощной продукции, вообще сельскохозяйственной продукции на юге Казахстана, расширяются тепличные площади, и там, очевидно, есть недостаток в таких логистических центрах с холодильными установками», - объяснил он.