Понедельник, 15 августа, был волнительным для акимата Алматы. Именно в этот день премьер-министр Казахстана Карим Масимов прибыл в мегаполис с рабочим визитом, чтобы посмотреть, как развивается город. График главы правительства был плотным, он успел посетить около 10 объектов в разных частях Алматы. Ближе к шести вечера очередь дошла до предпринимателей, которые собрались в акимате, для того чтобы поделиться своими проблемами.
Госзаказы могут спасти бизнес
Проблемы бизнеса в Алматы решил обозначить председатель регионального совета Палаты предпринимателей Алматы Ерлан Стамбеков. Он привел в пример исследование Палаты предпринимателей, которое было основано на опросе 560 предприятий мегаполиса. Мониторинг показал, что проблем, которые волнуют предпринимателей, несколько. Основные из них – это доступ бизнеса к финансовым ресурсам и инструментам господдержки, сложности в реализации продукции казахстанского производства и проблемы с закупками.
«Все респонденты, которые были опрошены, практически в один голос говорили о том, что их работу затрудняет волатильность курса тенге по отношению к другим валютам и снижение покупательской способности населения…Действительно, волатильность курса – это проблема для нас. Считаем, что у предпринимателей должна быть определенная перспектива, может быть, полгода или год, чтобы они при заключении контрактов имели хоть какую-то возможность отрабатывать действующие контракты», - считает Ерлан Стамбеков.
По его мнению, необходимо стимулировать спрос на казахстанскую продукцию через заключение долгосрочных контрактов с нацкомпаниями и местными госорганами. «Хотелось бы, чтобы сроки таких контрактов как минимум составлял 3-5 лет. Для этого предлагаем внести изменения в Закон «О госзакупках»», - поясняет он.
О налогах
Исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева обратила внимание на многократные поправки в Налоговый кодекс.
«Как показывает анализ, одна из причин нарушений в сфере налогообложения – нестабильность налогового законодательства. Поверьте мне, на преднамеренные нарушения налогового законодательства налогоплательщики не идут. С 2009 года Налоговый кодекс изменялся со 111 сопутствующими законами, то есть это примерно 16 законов в год, всего было изменено свыше 2300 статей. Какой налогоплательщик успеет за такими изменениями? Отсюда и ошибки и нарушения. Складывается ощущение, что разработчики Налогового кодекса забывают, что частое изменение в законодательстве снижает инвестиционную привлекательность государства и предпринимательства. Поэтому сейчас, в нелегкое время для бизнеса, необходимо разработать среднесрочную налоговую политику и принять стратегический документ, который бы определил основные направления фискальной политики на среднесрочную перспективу. В этом году необходимо внести норму, чтобы изменения в налоговое законодательство вносились не чаще одного раза в год. Также необходимо запретить вносить изменения в сопутствующие законы к кодексу», - подчеркнула Мунавара Палташева.
Президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Ержан Садыков уверен, что потенциал мебельной промышленности недооценен. «Это курица, которая может нести золотые яйца, как минимум – серебряные. В 2013 году рынок мебельной промышленности составлял около 800 млн долларов, в 2015 году он снизился в два раза, в 2016 году – сжался на 20% к прошлому году. Тем не менее потенциал этого рынка составляет 500 млн долларов. Отрасль занимает 30% рынка, ее нужно увеличить в два раза. Для этого необходимо разработать Дорожную карту развитию мебельно-перерабатывающей отрасли на 2016-2020 годы», - заметил он.
О партнерстве с Китаем
Одна из основных проблем, которая была поднята на совещании с Каримом Масимовым, – экспорт продукции в Китай.
«В настоящее время отсутствует двустороннее соглашение между Казахстаном и Китаем о признании результатов подтверждения сертификатов соответствий сельскохозяйственной продукции – это создает трудности для казахстанских экспортеров. Так, при экспорте крупного рогатого скота, лошадей, а также говядины и конины уполномоченные органы Китая требуют от казахстанских поставщиков наличия ветеринарных заключений лабораторий России. В то же время аналогичные исследования могут проводиться казахстанской ветеринарные лаборатории. А при экспорте меда из Казахстана (в Китай. – Ред.) необходимо приглашать инспекционные службы Китая для обследования и дальнейшего включения хозяйств в реестр импортеров. Данные вопросы требуют рассмотрения на уровне правительства РК. Считаю, что необходимо провести аккредитацию китайской стороной одной из казахстанских лабораторий. Это позволит создать условия для работы казахстанских товаропроизводителей», - считает глава крестьянского хозяйства Восточно-Казахстанской области Сагат Саутов.
Исполнительный директор Союза автотранспортников РК также не обошел стороной китайский вопрос. Он рассказал, что с 1993 года было подписано межправительственное соглашение между Китаем и Казахстаном, которое предоставило автотранспортной отрасли уникальные возможности.
«С тех пор сложились такие условия, что 90% китайских грузов от общего грузооборота ввозили в Китай казахстанские предприниматели. Это сложилось в связи с тем, что Китай на свою территории пропускал только авто из соседних государств. Благодаря этому казахстанские перевозчики заняли очень выгодные позиции. С 2010 года Таможенный комитет запретил въезд в Казахстан китайских переводчиков. Одновременно китайцы не закрывали нам дорогу в Китай из-за того, что наши чиновники и госдеятели обещали, что это недоразумение устранится. Они обещали, что китайские перевозчики также вскоре смогут приезжать в Казахстан. Но за прошедшие 6 лет обещания так и не были выполнены и с 1 августа Китай закрыл нашим перевозчикам доступ. Так, около 500 грузовых авто, занятых на рынке перевозок, остались без работы. В итоге мы теряем значительные доходы, бюджет теряет налоговые поступления», - заметил он.
Оказывается, это не единственная проблема. «Китайские автобусы неправомерно оттягивают на себя пассажиропоток. Например, положено китайцам привести пассажира в Талдыкорган и уехать назад в Китай, но они не доезжают до конечной договорной точки. К примеру, если китайцы должны из Чунджи разворачиваться и уезжать назад, они этого не делают, а едут в Алматы на барахолку. Если, к примеру, китайцы должны загрузиться пассажирами на Сайране, они туда не едут. У нас в Казахстане смешные штрафы за такие нарушения, 5-10 тыс. тенге, они не удержат водителей Китая. Карим Кажимканович, большая просьбы дать соответствующее поручение Таможенному комитету по грузовым и пассажирским перевозкам для решения этой проблемы», - обратился исполнительный директор союза к главе правительства.
Карим Масимов подчеркнул, что он впервые слышит о проблемах по китайским перевозчикам. Он дал поручение министру национальной экономики РК Куандыку Бешимбаеву разобраться в ситуации. «Примерно месяц на проработку, только не затягивайте… Вы (Куандык Бешимбаев. – Ред.) должны в первую очередь обобщить все, что было сказано, и твоя задача будет скоординировать это со стороны правительства. И в какой-то форме мы с НПП "Атамекен" проведем заседание правительства … Из того, что я услышал, ни одного надуманного или придуманного вопроса нет, мы должны найти решение по этим вопросам. Думаю, что в течение месяца мы его в той или иной мере найдем», - сообщил глава правительства.