В Казахстане уже в этом году готов заработать корпоративный фонд по защите туристов «Туристік Қамқор». Планируется, что фонд объединит всех игроков отрасли и будет регулировать вопросы экстренного возвращения казахстанских туристов при форс-мажорных обстоятельствах. Необходимость такого фонда назрела после серии финансовых скандалов в турбизнесе минувших лет. Чтобы обезопасить отдых наших граждан, на государственном уровне принято решение о выводе на рынок «администратора системы гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма». Соответствующие поправки в конце 2015 года внесены в Закон «О туристской деятельности», а в минувшем апреле по инициативе МИР РК состоялся конкурс среди юрлиц. По его итогам определилась ответственная компания. Как будет работать новое объединение, какие дополнительные взносы ждут туроператоров, куда и как будут тратиться накопленные средства – в беседе с корреспондентом Kapital.kz рассказала глава фонда - директор Ассоциации туроператоров РК и руководитель ТОО «Фирма Саят» Инна Рей.
- Инна, с какой целью создается фонд «Туристік Қамқор»?
- Эта причина возникла из жизни – после того как неоднократно в течение практически каждого лета у нас происходили ситуации, когда туроператор не справлялся с выполнением своих обязанностей, и люди оставались на территории другого государства. И вот, исходя из этого, мы начали изыскивать возможности, каким образом можно предотвратить либо минимизировать риски выезда за границу. Около двух лет шел поиск пути, как это сделать, и в конце концов приняли такую «английскую меру». Она заключается в том, что каждый туроператор, отправляя туриста за границу, вкладывает определенную сумму в фонд, который будет гарантировать вывоз туристов в случае возникновения ЧП. Это не значит, что если туристы прилетели и не оплачен их отель – фонд за это будет платить. Только если обнаружилось банкротство туроператора либо какие-то другие обстоятельства, которые показали, что он свои обязательства выполнять не будет. В таком случае фонд принимает решение о срочной эвакуации. И оплачивается только этот вывоз, плюс то время, которое они находятся в ожидании самолета: питание по нормам IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта. - Ред.), ночевка, если потребуется.
- Система взносов – как она будет построена и о каких суммах идет речь?
- Туроператор, никто больше – ни турагент, ни турист, а именно туроператор за каждого туриста по сформированной им путевке будет обязан отправлять в этот фонд 0,5 МРП – 1060 тенге. За каждую путевку! Эти деньги будут накапливаться на банковском депозите и находиться под страховым обеспечением. Расходоваться они будут только по решению попечительского совета фонда, когда возникнет критическая ситуация. В состав совета войдут представители всех ассоциаций выездного туризма РК и компетентные органы. Члены совета будут принимать участие в голосовании, будут и те, кто просто докладывает обстановку.
Основным подспорьем действий фонда будут являться банковские гарантии. Банк туроператоры выбирают на свое усмотрение. Мы уже мониторили этот вопрос – под 2-5% годовых БВУ готовы выдавать такие гарантии. Таким образом, когда фонд расходует какую-то часть средств на вывоз туристов, банк, который гарантировал ныне обанкротившегося туроператора, в течение пяти дней возвращает затраченные деньги фонду – администратору программы. Для получения гарантии туроператор оставляет банку в залоге наличные деньги, недвижимость, неважно, на сумму от 10 до 50 млн тенге. То есть вот эта минимальная сумма его деятельности – она прогарантирована банком. Если срочно понадобился самолет и на это ушло, скажем, 20 млн, а банковская гарантия при этом была на 10 млн, то, значит, оставшиеся 10 млн – это уже безвозвратные потери нашего фонда. Если же лежит залог банковский - достаточный или даже больше, то возвращается та сумма денег, которая потрачена.
- А от чего зависит размер банковской гарантии?
- Она зависит от того, участвуешь ты в чартерных рейсах или нет. Если участвуешь – она выше, если нет – меньше.
- Получается, что в первую очередь фонд страхует пассажиров чартеров?
- По большей части. Потому что в регулярных перевозках действует система, которая обеспечивает возвраты. Но если там тоже возникнет патовая ситуация с невозвратом туристов, если от перевозчика никто не действует, никто не закрывает эту проблему, то вопрос уже рассмотрит фонд.
- Кем прописаны условия работы фонда?
- Министерством по инвестициям и развитию РК совместно с Национальной палатой предпринимателей.
- Как вы будете распоряжаться накопленными средствами?
- Фонду запрещено заниматься коммерческой деятельностью. Сколько мы можем собрать? Скажем, если за этот год у нас по путевкам 200 тысяч человек выехало, то, умножая на 1060 тенге, мы аккумулировали бы в фонде уже 212 млн тенге. На содержание самого фонда можно использовать не более 10% от накопленных средств. Все остальные деньги должны лежать на депозитном счете. Естественно, сумма должна быть серьезная, потому что Казахстан - дальняя туристическая дестинация, и если нам отправлять чартерный рейс в любое место, то это, как правило, очень большие затраты.
Первоначально эти деньги мы будем только депозировать на счете и из года в год увеличивать. Когда скопится какая-то приличная сумма, возможно, по указанию соответствующих органов, они будут как-то расходоваться. Но наша главная задача, чтобы эти деньги всегда были на счете и мы могли бы их в короткое время использовать, чтобы вывезти туристов.
- Как туристы и турагенты смогут проверять надежность туроператора?
- Программа следующая: каждому туроператору будет присвоен собственный код доступа, а каждому турпродукту, то есть каждой проданной путевке, - индивидуальный номер. Туроператор с помощью своего ключа доступа вносит в базу пофамильно своих туристов под этими номерами. Турагенты смогут видеть эту информацию и знать, состоит ли их туроператор в фонде, а турист, получивший номер, а также логин и пароль к базе, тоже сможет проконтролировать, действительно ли за эту путевку внесены деньги в фонд и застрахован ли он на такой случай.
- Значит, появится четкая база, по которой можно отслеживать выезд граждан за границу? Но не нарушает ли это права казахстанцев на конфиденциальность такой информации?
- Информация эта будет закрытая, доступна только самому туроператору и туристу. То есть если это турист компании «Тез Тур», то компания «Саят» никогда не узнает ни его имени, ни фамилии, потому что доступа к этим данным не будет иметь. Но когда возникнет какое-то ЧП, руководитель фонда по требованию попечительского совета откроет информацию о количестве людей, которые отдыхают за границей. Только по количеству. Поэтому волноваться, что эти данные попадут в чьи-то руки и будут использованы недобрыми людьми, излишне.
- На каком этапе сейчас находится создание фонда «Туристік Қамқор»?
- Сейчас проводится заключительное исследование: какое влияние это окажет на рынок, как отразится на туроператорах. К середине августа, я думаю, будет закончена эта работа и с начала сентября фонд может приступить к своим обязанностям. Администрация у нас расположится в Астане. Все уже подготовлено, как только будет дана отмашка – это все начнет действовать, мы начнем принимать заявления от туроператоров. Подчеркну, что участие в фонде обязательно для всех. Это обязательство идет от законопроекта, который принят на уровне правительства РК.
Важно добавить, что также мы планируем заключать договора с туристическими ассоциациями в тех странах, куда выполняются чартерные рейсы, чтобы там была поддержка с их стороны в случае ЧП. Такие комиссары, естественно, будут на добровольной основе.
- Какая, по вашим наблюдениям, сегодня ситуация в стране с банкротствами туркомпаний?
- Туризм находится на острие всех проблем, которые существуют в мире. Но одно могу сказать, что все участники чартерной программы – это достаточно сильные игроки. Практически нет таких компаний, которые были бы незнакомы на рынке и мы могли сказать, что не знаем, чего от них ожидать. При возникновении форс-мажора мы моментально все подключаемся к одному чату, вырабатываем общую позицию. Мы ориентируемся в том, что происходит у каждого из нас, и стараемся принять и довести до руководства единое взвешенное решение.
В частности, когда произошел переворот в Турции, у нас, если помните, один самолет развернули - он утром вылетел из Караганды. Потом в Алматы отменили регистрацию, хотя люди уже ее прошли. Представьте, если бы у нас не было такого сообщества, какая бы началась паника. Но мы прекрасно понимали, что нужно время, чтобы выбрать правильное решение, и постоянно были на связи с нашим Комитетом гражданской авиации, с МИРом. Это все показывает, что такой фонд сегодня нужен, потому что мы бы тогда имели понятие, сколько людей у нас на тех или иных курортах находятся. И, не имея никаких гарантий, нельзя работать на таком рискованном рынке. Слава богу, что государство у нас периодически берет на себя эти функции, но вообще рынок должен саморегулироваться и сам себя защищать. Наше время показывает это.
- Инна, как игроки рынка отнеслись к этой инициативе? Не станут ли для них эти взносы и банковские гарантии тяжким бременем?
- На самом деле все серьезные туроператоры понимают и однозначно поддерживают. Но есть категория таких компаний, которые не хотят, чтобы в этот момент происходила легализация их деятельности. Они начинают придумывать, что этот фонд – грабеж, что неизвестно, куда деньги будут уходить, а на самом деле они просто не хотят, чтобы был виден объем их работы. Если фонд начнет существовать, им не удастся скрыть, сколько человек у них уехало, кому они отдали деньги – нам или иностранному оператору. На самом же деле это самый настоящий щит для всего рынка, это вернет доверие казахстанцев к нашим турфирмам.
P.S. Отметим, что накануне, 3 августа, Национальная палата предпринимателей запустила официальную группу в Facebook «Управление - Туризм - Бизнес», в которой казахстанцы смогут оставлять свои предложения и комментарии по развитию и проблемам туристской индустрии в стране.