Экономика совместного потребления, благодаря которой на рынке появились сопутствующие сервисы, позволяет не только экономить средства, но и зарабатывать. Например, если у вас дома без дела лежит перфоратор, то вы легко можете сдавать его в аренду, получая при этом небольшие дивиденды. То же самое относится и к крупным вещам, например, к вашему автомобилю. Умное потребление, когда человек покупает не больше, чем ему нужно, лихо подхватили сервисы и онлайн-платформы, которые в этом случае выступают как посредники между арендатором и арендодателем. Количество компаний на рынке растет, но это радует не всех. Например, автопроизводители – одни из первых, кто ощутил на себе влияние экономики совместного потребления, причем в негативном ключе. Когда на рынке стали появляться каршеринговые компании, которые предлагают воспользоваться их парком автомашин за часовую или минутную плату, автопроизводители забили тревогу. Каршеринг вполне способен отхватить свою долю от огромного пирога автопрома, причем сам он машины не производит.
Деловой еженедельник «Капитал.kz» выяснял, что будет с автопромом в будущем и как изменится этот рынок благодаря новым трендам.
Бизнес на мобильности
Автоматизированный почасовой или поминутный прокат автомобиля набирает все большую популярность в мире. Онлайн-сервисы позволяют брать авто в аренду за минимальную плату, при этом клиент сам выбирает марку и модель автомобиля из предложенных каршеринговой компанией. Преимуществ тут масса. Так как машина вам не принадлежит, на нее не нужно покупать зимнюю резину и оформлять страховку. Кроме того, большую часть времени автомобиль простаивает в гараже или на парковке, так что владение личным автомобилем кажется и вовсе нецелесообразным.
Взвесив все против и за, пользователи все чаще стали использовать каршеринг для передвижения по городу. Однако по ту сторону остаются автопроизводители. Былой тип мышления потребителя, когда людям было важно иметь свое – свой автомобиль, свою жилплощадь – постепенно уходит в прошлое, и доля автопроизводителей в общекомандном зачете снижается. Все это выглядит заманчиво, однако на фоне растущей популярности подобных сервисов все забыли про автопроизводителей. Кто будет покупать новые автомобили, когда своим автомобилем можно поделиться, да еще и заработать на этом?
Бум развития каршеринга предсказал еще глава автоконцерна Билл Форд, правнук знаменитого Генри Форда, когда заявил, что вместо того чтобы бороться с каршеринговыми компаниями, «мы обязаны принять их и предвидеть тенденции в их развитии».
«По правде говоря, само понятие собственности автомобиля, особенно в городе, было подорвано такими транспортными сервисами, как ZipCar, Uber, CarLift. В будущем таких компаний станет еще больше», – сообщил он на одной из конференций в 2014 году. Тогда подобный сервис взял хороший старт, но мало кто относился к нему серьезно, тем более автопроизводители. Сегодняшние цифры говорят сами за себя: согласно отчету Frost & Sullivan, к 2020 году услугами каршеринга будут пользоваться около 26 млн человек, а автопарк будет насчитывать 450 тыс. автомобилей в мировом масштабе. По словам аналитиков, каршеринг способен сократить выброс углекислого газа на 15%, а также повысить скорость городского движения на 60%. В тех же США у крупнейшей сети ZipCar более миллиона пользователей, хотя машин всего около 10 тыс.
«Если врага нельзя победить, то с ним нужно подружиться», – подумали производители авто и стали активно инвестировать средства в развитие каршеринга. Некоторые и вовсе стали создавать свои. Например, один из крупнейших автопроизводителей в мире General Motors запустил собственный сервис каршеринга Maven. Компания не стала долго думать и купила некогда главного конкурента Uber – каршеринговую компанию Sidecar. Технологии и наработки последней были пущены «под пресс», после которого GM «отлила» новую, но уже свою компанию – Maven. Кроме Maven, GM также приобрела 9%-ную долю от автомобильного сервиса Lyft за $500 млн.
Среди автопроизводителей есть и те, кто пошли другим путем. Так, Volkswagen Group недавно заявила, что компанией был намечен путь на развитие бизнеса услуг мобильности. Компания собирается вложить $300 млн в каршеринговый сервис Gett. Как выяснилось, Volkswagen Group намерена получить значительную долю выручки от подобных бизнес-моделей.
При нынешних условиях у каршерингового рынка есть два сценария развития. Первый вариант таков, что мы все же откажемся от личного пользования автомобилей в пользу арендного. Будет это, конечно, не сразу. Но в этом случае автоконцернам придется либо постепенно сокращать производство, либо уходить с рынка вовсе. Второй вариант – автопроизводителям придется подстраиваться под изменения на рынке и создавать собственные каршеринговые компании – и он выглядит более правдоподобным. Судя по количеству сделок между каршеринговыми компаниями и автопроизводителями, революция, о которой говорили автомобильные сервисы, может вскоре закончиться, так как крупные концерны приобретают все более-менее перспективные проекты в этой сфере.