А вы знали, что в кризис подорожал даже мусор? Супермаркеты и маленькие магазинчики уже перестали относиться к вторичному сырью как к просто отходам, за вывоз которых они платят. Теперь это деньги, и на такой товар есть свой покупатель. Самым крупным сборщиком макулатуры на сегодняшний день выступает компания KazakhstanWasteRecycling (KWR), входящая в группу KazakhstanKagazyPLC. Компания, наладившая широкую сеть сбора по Казахстану и России, является основным поставщиком бумажного вторсырья для завода в Алматы - KagazyRecycling, здесь макулатура превращается в рулоны бумаги и коробки из гофрокартона.
Группе KazakhstanKagazy, пришедшей на рынок в начале нулевых, за эти годы удалось привести в порядок хаотичный рынок вторсырья и заложить свои правила игры. Однако грянувший кризис едва не остановил самый крупный в стране конвейер по перепроизводству макулатуры. Вторсырье выросло в цене, подорожала для предпринимателей и готовая упаковка. О том, каково состояние этого бизнеса в РК, сколько стоит килограмм бумажного вторсырья, в какие новые товары можно превращать мусор и как устроен процесс переработки, корреспондент центра деловой информации Kapital.kz выяснил, побывав на предприятиях KazakhstanKagazy.
Битва за вторсырье
Ежедневно на сортировочную базу KWR в Алматы свозится около ста тонн различного вторсырья. Примерно 95% - это гофрокартон – коробки из-под продуктов, бытовой техники и так далее. Остальная часть – тетрапаки, белая офисная бумага, газеты и книги. Сюда же, правда, в небольших количествах доставляются и пластиковые бутылки – с ними связаны большие планы руководства на расширение бизнеса. В KWR уже разработали стратегию по переработке пластиковых отходов и сейчас ищут инвестора для запуска этого крайне необходимого Казахстану проекта.
На базе трудятся около 90 человек (штат холдинга в целом составляет порядка 700 сотрудников, – ред.). Гора сваленной макулатуры перебирается вручную, затем отправляется в автоматический пресс. «Словенская машина – такой больше нет не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии», - с гордостью говорит начальник рабочей бригады. Машина «поглощает» макулатуру и «выплевывает» 800-килограммовый квадратный тюк, перемотанный проволокой. Готовые тюки – примерно 120 за день – уезжают на «конечную» – завод по переработке.
За пять месяцев этого года уже собрано свыше 20 тысяч тонн вторсырья, показатель 2015-го – 45 400 тонн, из которых около 5 тысяч завезено из России. Кстати, российский картон считается очень качественным из-за большого содержания в нем целлюлозы. Проще говоря, ради картонных коробок там чаще рубится лес. У нас же коробки запущены в бесконечный цикл переработки, при этом, конечно, скрепляющие свойства волокна со временем теряются и поэтому все чаще производителю приходится добавлять в макулатурную массу клей.
Основной поставщик вторсырья – это юрлица. С компанией долгие годы сотрудничают практически все крупные промышленники-пищевики и торговые сети Алматы, а также более 30 местных бизнес-центров. У KWR есть 4 официальных представительства в Астане, Семее, Актобе и Шымкенте и партнерская сеть в 14 других городах страны. С регионов в итоге поступает примерно треть от общего объема сбора. В Шымкенте сильное влияние компания испытывает со стороны узбекских перекупщиков, в северных регионах очень активны россияне.
«Целлюлозно-бумажным заводам, которые прилегают к границе Казахстана - в Омске, в Новосибирске, Томске – им дешевле купить макулатуру в северных регионах Казахстана, нежели тащить ее со средней полосы России, которая тоже испытывает большой дефицит», - отмечает генеральный директор KWR Дана Солтанова.
По ее словам, конкуренция в этом бизнесе с каждым годом нарастает, и макулатура стала очень востребованным товаром.
«Идет борьба за сырье. Сейчас Казахстан переживает такой этап, когда вторсырье представляет какую-то ценность. Для всех это деньги. С некоторыми крупными ритейлерами, например, мы сотрудничаем по тендеру, который выигрываем каждые полгода. У нас проработаны очень сильные договоры, работаем по предоплате, по безналичному расчету. Можем забирать макулатуру два раза в день своими «Газелями», чтобы она не скапливалась в магазине. Плюс мы локальный переработчик, для крупных игроков важно, что мы не перепродаем это сырье в другие страны. Только на внутренний рынок. Собранную макулатуру мы продаем заводу KagazyRecycling, также входящему в группу KazakhstanKagazy. Ее клиентами являются практически все компании FMCG. И у них тоже нехватка упаковочной продукции связана с тем, что мы, как основной клиент, должны удовлетворить спрос на этом рынке. Но мы сталкиваемся с нехваткой сырья за последнее время. Причем цена на вторсырье выросла за последний год почти на 40-50%. И мы вынуждены покупать, потому что мы удерживаем рынок», - рассказала Дана Солтанова.
Ближайший конкурент по сбору в Алматы - виноводочное производство «Бахус», которое выпускает гофрокартон для своих нужд. Какие-то точки сбора макулатуры отвоевала компания «Интер Мульти Сервис». С«Кариной» KWR наладил обмен собранной белой бумаги на картон.
«Все остальные игроки – это обычные частники: переработчики или сортировщики «гаражного типа». В нижней части Алматы очень много таких производственных баз, но они существенного влияния на нас не оказывают», - добавила глава KWR.
Покупается макулатура и с алматинских полигонов, но немного - из-за ее низкого качества. По словам Даны Солтановой, к раздельному сбору мусора в Алматы безответственно отнеслись не только сами жители, но и коммунальщики. Содержимое из контейнеров с надписью «Бумага» вывозится в общей массе отходов. Компания уже предложила акимату самостоятельный вывоз таких контейнеров. «Чтобы нам получить доступ к этой своей урне, мы должны вложить около 140 млн тенге. Мы вынуждены бороться за сырье», - добавила собеседница Kapital.kz.
«Зеленое» мышление
Сбор от жителей, который был так популярен в советские годы, на сегодня ничтожно мал. Все 6 розничных пунктов приема в Алматы собирают менее 200 тонн за год, или 0,3% от общего сбора. Связки «бумажного добра» здесь принимают по 10 тенге за кило, пластик – по 15 тенге. Партию весом менее ста килограмм нужно нести именно в такие пункты, при большем объеме KWR направляет свои грузовые машины к клиенту.
«Такие пункты, хоть и не приносят большого дохода, но прививают людям «зеленое» мышление, особенно молодежи», - говорят в компании.
Новому посетителю приемщик обычно сообщает, что 60 кг собранной макулатуры спасают от вырубки одно дерево, а тонна вторсырья сохранит уже 17 деревьев, 1000 кВт электроэнергии и 200 кубометров воды.
Чтобы стимулировать население правильно избавляться от ненужной бумаги, киоски ежегодно проводят массовые акции по сбору. В этом году за каждые 15 кило макулатуры любой алматинец может получить не только денежное вознаграждение, но и возможность участвовать в розыгрыше ценных призов. Горожанам обещают электронные «читалки», игровые приставки и сертификаты на покупку книг. Акция проводится в три этапа и завершится 15 декабря.
«С помощью акции мы планируем существенно повысить этот показатель – ведь алматинцы могут легко сдавать в разы больше. Если учесть, что каждый человек в среднем аккумулирует 12,9 килограмма макулатуры ежемесячно, потенциально жители такого мегаполиса могут сдавать свыше 20 000 тонн в месяц», - сказала руководитель KazakhstanWasteRecycling Дана Солтанова.
Литературу, учебники и даже редкие книжные экземпляры за ненадобностью сюда тоже несут, но особой цены на них не установлено. Так что за томик классика вряд ли можно получить больше двадцати тенге... Тем не менее к книгам в KWR особое отношение - издания в хорошем состоянии не идут на переработку. На сортировке они откладываются, после чего пополняют книжные фонды больниц.
Ждем перемен
Министр энергетики Канат Бозумбаев на совещании по вопросам экологии Алматы в конце минувшего июня заявил о необходимости формировать культуру раздельного сбора мусора у казахстанцев и начать эту работу со строительства в Алматы комплекса по переработке отходов. «Тем более что такой опыт уже был», - заявил министр (речь об уже недействующем предприятии «Вторма Эколоджи», открытом в 2008 году, - ред.).
С 2019-го, по словам главы ведомства, в РК вводится запрет на захоронение без предварительной переработки. По Алматы эта программа будет внедряться с 2017 года. Он также подчеркнул, что отрасль по переработке должна развиваться без государственной поддержки, а с помощью сил местных органов и государственно-частного партнерства. Зарабатывать эти предприятия будут на продаже вторсырья таким компаниям, как KazakhstanWasteRecycling.
На свалках в Алматинской области сегодня скопилось около 8 млн тонн мусора, больше трети этой массы – бумажные отходы, которые изначально могли бы пойти на переработку. В Казахстане, по данным KWR, вторую жизнь получает всего 4% макулатурного мусора, тогда как, например, в Германии это 73%.
И к вопросу о «формированию культуры»: согласно недавнему сообщению Управления природных ресурсов Алматы, в городе скоро появятся 800 новых контейнеров, и впервые за десять лет обновятся 3,5 тысячи уличных урн, которые, как заверяют чиновники, будут «антивандальными».
Вторая жизнь мусора
В переработке KazakhstanKagazy пока остается самым сильным игроком, занимая около 50% местного рынка. Северные регионы гофрокоробками во многом обеспечивают российские производители. Доля российского вхождения на казахстанскую территорию в прошлом году составила около 26%. Еще примерно 8% «откусил» семипалатинский «Казполиграф». Все остальные производители – мелкие. Локальный бизнес, как правило, просто закупает готовые бумагу и картон и, имея специальные станки, штампует упаковки на заказ.
KazakhstanKagazy отличает полный цикл производства. «Сердце» предприятия - завод KagazyRecycling - расположен в нижней части мегаполиса. Две мощные бумагоделательные машины загружены круглосуточно семь дней в неделю.
Спрессованные тюки размачиваются, масса фильтруется от скотча, скрепок, фольги, целлофана, после чего в чистое волокно добавляется целлюлоза, клейстер из пищевого кукурузного крахмала, все это выливается на летящий конвейер, сушится и пакуется. Готовые теплые рулоны тут же отправляются в соседний цех, где превращаются в гофрокартон.
«Завод у нас работает практически на полную загруженность, ежегодно производится порядка 53 тысячи тонн бумаги, ежемесячно - в районе 4700 тонн, из которых большая часть идет на собственные нужды, то есть бумага и картон отправляются на производство своего гофрокартона. Остальное по остаточному принципу продается нашим партнерам. На текущий момент это практически все гофропроизводители Казахстана и России, причем достаточно крупные: российские заводы «Алтай тара», «ЮжУралКартон». Мы, конечно, не работаем с ними на постоянной основе, так как мы не завод, который ориентирован на продажу бумаги и картона. Мы завод, который прежде всего ориентирован на продажу конечного продукта, то есть уже готового изделия из гофрокартона», - рассказала директор департамента продаж KagazyRecycling Камал Ншанова.
На экспорт уходит только 8% всей продукции завода. В основном – в Кыргызстан и Узбекистан. За день KagazyRecycling выпускает около 245 тысяч кв. м гофрокартона и изделий из него. Годовой показатель 2015-го - 88 млн кв. м гофрокартона. Для сравнения: в 2014 было выпущено почти 86 млн кв. м. Еще раньше эта цифра доходила практически до 98 млн.
Пока здесь создают только трехслойный картон, меняя лишь его толщину – самые тонкие с маркировкой «Е» - это коробки для духов, «В» и «С» - стандартные коробки для пищевиков. Те, кто выпускают что-то уже упакованное - например, чай, довольствуются менее прочной коробкой, производители «сыпучих» товаров - печенья и конфет - требуют тару попрочнее. А для тех, кто везет, к примеру, окорочка на дальние расстояния или хранит коробки с молоком в прохладных помещениях, вообще нужна влагостойкая коробка. Над созданием такого суперустойчивого к влаге гофрокартона сейчас и работают в лаборатории завода.
Еще одна перспективная задача местной группы технологов – создание своего белого картона. Такой продукт очень востребован среди заказчиков и пока «обелять» коробки приходится покупным картоном из Сыктывкара.
Тем не менее уже сейчас представители завода могут гордиться коробкой, которая выдерживает средний вес взрослого мужчины, а также уникальным «грин боксом» - абсолютно экологичной упаковкой, созданной без добавления целлюлозы.
Важно отметить, что в кризисное время производство бумаги из макулатуры едва не остановилось. С рухнувшим рублем стало гораздо дешевле купить готовую бумагу из России. Вместе с тем зашли и более дешевые российские коробки, отечественному производителю пришлось тогда снизить цены. Отечественные бумага и картон упали ниже себестоимости. После того, как курс рубля выровнялся и случилась девальвация, в компании были вынуждены в три этапа поднимать цены.
«В этом году, конечно, не так плохо, как было в прошлом году, но и не так хорошо, как было в прежние годы, однако в любом случае уже есть какая-то стабильность, есть понимание перспектив», - сказала представитель KagazyRecycling Камал Ншанова.
«К сожалению, девальвация плотно сыграла с нами, да, были пересмотрены многие затратные статьи. Но мы удержались на рынке, и, я думаю, дно мы преодолели несколько месяцев назад. Сейчас, предполагаем, в ближайшие полгода рынок немножко восстановится и нам будет легче», - добавила в свою очередь Дана Солтанова.
В этой компании сегодня тоже нацелены на создание абсолютно новых конечных продуктов из мусора. Как ожидается, пэт-сырье пойдет на стружку, из которой можно будет производить те же пластиковые бутылки, мебель, щетки и так далее; а белую офисную бумагу в KWR хотят превращать в эковату. Это дешевый природный утеплитель для дома, обладающий, как ни странно, негорючим свойством.