Крупные логистические предприятия критически увеличивают свою долговую нагрузку. Однако это им не помогает - за 2015 год сегмент получил чистый убыток в 1,5 трлн тенге, сообщает аналитическая служба Finprom.kz. Для оплаты своей кредиторской задолженности участникам рынка потребуется как минимум 13 лет.
Кредиторская задолженность крупных и средних предприятий транспортно-логистического сектора за последний год резко увеличилась. За 2015 год задолженность по обязательствам выросла вдвое на 2,9 трлн тенге, продолжив тенденцию, начавшуюся в 2014 году, когда сумма совокупного долга увеличилась на 1,7 трлн тенге. В предыдущие годы, 2011-2013, ежегодный прирост показателя в среднем составлял 500 млрд тенге.
Усиление давления долговой нагрузки логистических предприятий при этом не сопровождается ростом дебиторской задолженности, т.е. оплату за своих услуги компании сектора получают без существенных задержек. За 2015 год сумма дебиторской задолженности выросла всего на 340 млрд тенге.
В результате уровень соотношения дебиторской к кредиторской задолженности снизился до минимума за последние 5 лет - 9%.
Прирост кредиторской задолженности не помог предприятиям отрасли увеличить продажи и, как следствие, нарастить прибыль - 2015 год крупные и средние предприятия завершили в минусе, получив чистый убыток в размере 1,5 трлн тенге. Годом ранее участники рынка получили совокупно прибыль в 283 млрд тенге.
В 2015 году крупные и средние логистические предприятия пытались финансировать резко увеличившиеся расходы кредитными средствами, что и привело к беспрецедентному росту долга.
Наибольший вклад в прирост долговой нагрузки в секторе оказало увеличение обязательств по банковским кредитам. За год сумма долга по обязательствам перед банками выросла на 1,8 трлн тенге. В результате порядка 50% всей суммы кредиторской задолженности приходится на банковские кредиты.
Определенное давление оказал также прирост суммы задолженности по другим кредитам на 486 млрд тенге. Совокупно долг по кредитам (в т.ч. банковским) формирует 73% всей задолженности сектора по обязательствам.
На этом фоне уровень оборачиваемости кредиторской задолженности крупных и средних транспортно-логистических предприятий резко ухудшился. В предыдущие 5 лет (2010-2014) срок погашения свой задолженности предприятий сектора не превышал 7 лет.
Однако по итогам 2015 года уровень оборачиваемости удвоился - теперь для оплаты всех своих долгов перед банками, кредиторами, поставщиками, бюджетом и прочим участникам рынка потребуется как минимум 13 лет.
Уровень оборачиваемости дебиторской задолженности составляет чуть менее 8 месяцев.