Традиционные методы поиска сотрудников постепенно заменяют специализированные сервисы. Компании, выбравшие для себя бизнес-модель посредника между рекрутером и соискателем, в ближайшие несколько лет могут занять до 30% от общемирового рынка рекрутинга. Такие стартапы зачастую показывают себя эффективней и маневренней в случае, если сроки поиска сотрудника строго ограничены, а количество соискателей велико. Например, в России не так давно запустился сервис JungleJob.ru. В середине прошлого года он уже привлек инвестиции в размере полумиллиона от двух фондов – Impulse VC и The Untitled. HeadHunter пошел аналогичным путем и запустил сервис HRspace, который позволяет напрямую связывать работодателя и рекрутера, также размещать заявки на подбор специалистов. Казахстанское отделение тоже планирует использовать такой сервис, но о сроках выхода на рынок пока ничего не известно. Корреспондент делового издания «Капитал.kz» решил разобраться, как сильно изменится рынок по подбору персонала, и как будут искать сотрудников крупные корпорации.
Автоматизация рекрутинга
Традиционный метод подбора персонала выглядит так: HR-специалист просматривает несколько десятков резюме, оценивает будущего кандидата, проводит предварительное собеседование, прежде чем назначить финальное интервью с главой компании. Обычно такой процесс занимает около 30 дней. На рынке есть и крупные компании, которые напрямую обращаются в кадровые холдинги, чтобы те нашли подходящих специалистов. В зависимости от величины компании, на одну вакансию, например в компанию из большой четверки, может прийти до нескольких сотен откликов. Конечно, HR-менеджер физически не сможет просмотреть всех кандидатов и предпочитает передать дела рекрутерам.
Понятно, что в случае прогнозов роста рынка каждая из сторон – традиционные компании и сервисы – будут тянуть одеяло на себя. Так, Анна Ковинская, директор рекрутинговой компании Antal Kazakhstan, считает, что «онлайн-рекрутмент пока не так сильно влияет на традиционный сегмент. Прибегая к помощи рекрутинговых компаний, HR-специалисты экономят время, сосредотачиваясь уже на отобранных кандидатах».
Однако для региональных и средних компаний онлайн-рекрутинг и сервисы по подбору персонала могут стать альтернативным вариантом поиска сотрудников. По словам Анны Ковинской, для небольших или местных компаний такие сервисы, как JungleJob.ru могут быть более дешевой альтернативой традиционному рекрутменту. Онлайн-сервисы не смогут удовлетворить все потребности международных компаний-работодателей, у которых все процессы строго регламентированы, а выбор подрядчика для оказания услуг по подбору персонала проводится раз в год тендером.
Владимир Свешников, генеральный директор компании Stafory, напротив, считает, что рынок сервисов по поиску сотрудников будет только расти. По его словам, в отношении кадровых агентств очень заметен тренд развития новых сервисов, работающих по принципу sharing economy. Такая модель уже успешно зарекомендовала себя на рынках США и в некоторых европейских странах. Модель будет распространяться по всему миру и займет в ближайшие 5 лет 20-30% глобального рынка рекрутмента.
Интеллектуальный поиск
Сервисы и приложения теснят на рынке привычные сайты по поиску работы, так как они испытывают нехватку «интеллектуального поиска». Например, на запрос «менеджер по продажам» в результатах поиска может «выпасть» 1-2 тыс. нерелевантных резюме, что отнимает колоссальное количество времени и сил у HR-специалиста при поиске сотрудника.
«Клиент сам в состоянии найти резюме на тех же сайтах по подбору персонала. Нужны другие инструменты — прямой поиск, поиск по рекомендациям, в профессиональных сообществах и порталах, и очень немногие рекрутеры способны это обеспечить. Современный HR достаточно читает, изучает и общается для того, чтобы найти кандидатов, и основную ставку делает не на способность рекрутера найти нужного специалиста, а на время, за которое это нужно сделать. Все бизнес-процессы ускорились, нужны драйв, конкуренция, удобство в использовании сайта, легкость в подключении и отключении исполнителей», – говорит Галина Волгач, коммерческий директор JungleJobs.
Наряду с сайтами, у сервисов есть возможность привлекать исполнителей из различных регионов, что напрямую влияет на сокращение издержек и избавляет от необходимости открывать филиалы в каждом из городов. Сервис в этом случае может сконцентрироваться на основных моментах работы и не отвлекаться на бесконечные административные вопросы или наем персонала в штат компании.
«На мой взгляд, рынок рекрутмента ждут изменения. В первую очередь – это автоматизация различных этапов подбора персонала, таких как research (поиск), адаптация и другие. Мне кажется, в этом большую роль сыграют разработки в области искусственного интеллекта и нейронных сетей. Уже сейчас есть продукты, основной задачей которых является анализ данных и сбор информации о закономерностях в рамках различных HR-процессов. Возможно, вскоре машина будет советовать нам кого принимать на работу, а кого нет», – резюмирует Владимир Свешников.