Казахстан готовится к новой схватке за позиции в мировом рейтинге Doing Business, отражающем благоприятность условий ведения бизнеса в той или иной стране. И дело тут вовсе не в амбициях, хотя, безусловно, куда приятнее занимать строчки с начала рейтинга, а не с его конца. В условиях кризиса в экономиках ряда стран борьба за инвестора и прямые иностранные инвестиции заставила государственных мужей мобилизоваться и делать максимально возможное для того, чтобы улучшить позиции своей страны в данном рейтинге. Потому что именно он является главным индикатором стабильности и адекватного отношения власти к бизнесу, что чаще всего и становится решающим фактором в выборе инвестором государства.
Рейтинг, замеряющий комфортность ведения бизнеса в определенной стране, был инициирован в 2002 году Всемирным банком. Казахстан участвует в нем с 2009 года. И нужно признать, за шесть лет наша страна сделала значительный рывок. Если в первый год своего присутствия в Doing Business мы расположились на 80-м месте из 189 республик, то сегодня за нами почетное 41-е место. Оценивается бизнес-привлекательность страны по 10 индикаторам. И каждый из них предельно важен потенциальному инвестору.
Учитываются, прежде всего, какие в стране созданы условия для регистрации предприятия, получения разрешения на строительство, регистрации собственности, подключения к электроснабжению, получения кредитов, защиты миноритарных инвесторов, налогообложения, международной торговли, обеспечения исполнения контрактов и разрешения неплатежеспособности. Каждый рейтинг имеет свои критерии оценки. «К примеру, возьмем регистрацию предприятий. Оценивается данный индикатор исходя из количества процедур, времени, потраченного на то, чтобы предприниматель оформил нужные бумаги для открытия собственного дела, стоимость этих услуг важна, минимальный уставный капитал и так далее. Вообще, скажу, что по данному индикатору – регистрации предприятия – у нас в целом, если сравнивать с 2014 годом, произошли значительные реформы. Мы прибавили 32 пункта и таким образом улучшили свои позиции в данном рейтинге. В 2015 году мы заняли 21-е место среди 189 стран, в 2014 году было 53-е место. На этом, конечно же, останавливаться не будем. В настоящий момент по длительности сроков в Казахстане регистрация предприятия занимает пять дней. Для сравнения: в Новой Зеландии эта же процедура длится всего полдня. В Сингапуре и Австралии – два дня. В соседнем Азербайджане – три дня. И нам, конечно же, тоже нужно двигаться, сокращать данный процесс. Как по времени, так и по процедурам, по количеству требуемых документов», – рассказал заместитель руководителя управления экономики и бюджетного планирования г. Алматы Айбек Саттыбаев.
Двигаться нужно в первую очередь, чтобы не допустить разрыва в рейтинге с ближайшими конкурентами и не позволить другим странам обойти Казахстан. А здесь, нужно сказать, буквально «наступают на пятки». Только за ушедший 2015 год государства – участники рейтинга Doing Business ввели в общей сложности 231 реформу, для того чтобы улучшить свои позиции. Пока за всю шестилетнюю историю участия в мировом бизнес-состязании наша страна лишь изредка откатывалась назад. Чаще всего, анализируя тенденцию, в профильных управлениях не без удовольствия проставляют знак «+» перед большинством индикаторов.
«По регистрации предприятий мы прибавили 32 позиции, в разрешении на строительство у нас 8 позиций вверх, в регистрации собственности поднялись также на 6 позиций. Это только за один год мы такие показатели получили. И, кстати говоря, благодаря тому, что мы имеем три пакета поправок. В 2014-2015 годах произошли изменения в законодательстве, было инициировано более 40 реформ и все они на законодательном уровне закреплены. Мы сейчас продолжаем работу в Алматы совместно с центральными исполнительными органами и результат скоро будет. Тем более что уже на январь-февраль запланирован еще один пакет реформ. Уверен, это также улучшит наши позиции в рейтинге», – говорит Саттыбаев.
На сегодняшний день самый ощутимый прорыв наблюдается в таких индикаторах, как регистрация собственности, регистрация предприятий, разрешение на строительство и защита миноритарных инвесторов. Добиться таких скачков в рейтинге, действительно, удалось посредством совершенствования законодательства. Глава государства в 2015 году подписал свыше 60 законопроектов и изменения к ним.
«Я особенно бы хотел отметить налогообложение. Несмотря на то, что мы в сравнении с 2014 годом откатились на одну позицию назад, здесь есть свои нюансы. Дело в том, что международные эксперты оценили членские взносы, которые производятся в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» как дополнительное налоговое обложение. По этому вопросу министерством финансов сейчас ведется работа», – говорит Аян Бейсекин, заместитель руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Алматы.
По его словам, по исполнению контрактов мы находимся на 9-м месте. В принципе, если смотреть глобально на рейтинг, то в Казахстане очень слаженно работают все ветви власти. «Еще хочу отметить работу, которая ведется с банками второго уровня при участии Национального банка Казахстана. Мы недавно проводили совещание по упрощению процедур в получении кредитов. Тоже был ряд вопросов. Но в рамках того, что три пакета реформ исключили некоторые документы. Например, ранее запрашивали оригиналы учредительных документов, нотариально заверенные, сейчас этого нет. Сегодня можно, условно говоря, прийти в банк и для открытия счетов нужно лишь показать оригиналы основных документов, сделать сверку – и уже соответствующую процедуру регистрации проводят. Это все говорит о том, что значительно улучшились условия ведения бизнеса в нашей стране», – отмечает Аян Бейсекин.
Традиционно международные эксперты из Всемирного банка приезжают в Казахстан в феврале. До своего приезда они, как правило, формируют пул предпринимателей, с которыми позже встречаются, интервьюируют их и проверяют: насколько полученная информация соответствует действительности. Распространенной практикой для рабочей группы Всемирного банка также является метод «тайных закупок», позволяющий на месте определить доступность той или иной услуги. И вот здесь обнажается, пожалуй, главная проблема, с которой сталкиваются структуры, ответственные за обеспечение высоких позиций Казахстана в Doing Business – недостаточная информированность органов, от которых чаще всего зависит, какой будет оценка Всемирного банка.
В 2016 году и вовсе ожидается допрос предпринимателей, что называется, «с пристрастием». Все дело в том, что во Всемирном банке увеличили перечень главных факторов, на которые экспертная группа обращает внимание при знакомстве с созданными условиями для бизнеса в определенном государстве. Так, ранее страны, желающие продвинуться в рейтинге Doing Business, понимали, что в первую очередь их проэкзаменуют на количество процедур, шагов, которые необходимо сделать предпринимателю для создания своего бизнеса. Вторым немаловажным требованием являются сроки, за которые бизнесмен сможет оформить необходимые бумаги. Третий момент, на что обращают внимание международные эксперты, – это стоимость той или иной услуги. Так вот, в текущем году гости из Всемирного банка начнут изучать еще и качество предоставляемых услуг.
«Помимо сокращения сроков, процедур и уменьшения стоимости услуг, мы должны теперь следить за качеством. Хотя, понятно, что мы априори должны следить за этим. Все мы знаем и понимаем, что сервис – это ключевая вещь. Они обращают внимание на то, какие условия созданы в той или иной стране в целом. Поэтому нам очень важен этот пункт. В плане мероприятий мы также предусматриваем работу над этим», – объяснил Аян Бейсекин.
Еще одно новшество наступившего года. Если ранее моделью изучения созданных условий для ведения бизнеса в Казахстане был город Алматы, то теперь в тестовом режиме подключены дополнительно еще семь городов. Таким образом, бизнес-привлекательность будет также оцениваться в Шымкенте, Астане, Караганде, Павлодаре, Костанае, Усть-Каменогорске и Актобе. И здесь, безусловно, без автоматизации услуг уже не обойтись. Слишком большой фронт работы.
«Сегодня, допустим, для получения технических условий для начала строительства и проектирования объекта требуется подача заявления в ЦОН, далее в управление архитектуры, далее в коммунальное предприятие города, которое выдает технические условия, и сегодня у нас эта государственная услуга не автоматизирована. Но нам просто необходимо автоматизировать эту процедуру и тогда мы не в 6 дней будем укладываться, как сейчас, а в значительно меньшие сроки. Это касается и других государственных услуг. Где-то мы за час получаем, а где-то из-за того, что курьер передвигается физически, не успевает из одного госоргана в другой, соответственно, у нас процедуры затягиваются. Резервы для этого есть. Мы их сейчас будем использовать, и, думаю, уже к следующему визиту международных экспертов мы значительно лучше подготовимся», – говорит Бейсекин.
С учетом новых требований Всемирного банка, с учетом имеющихся недоработок, а также с учетом складывающейся высокой конкуренции за прямые иностранные инвестиции казахстанским госорганам предстоит решить немало задач.
«У нас сейчас сложилась жесткая конкуренция со странами – участницами Doing Business, потому что объемы прямых иностранных инвестиций снижаются в нашей стране, государства хотят как можно больше инвесторов привлечь себе. И наша задача – это привлечение ПИИ. Как в начале 90-х годов мы боролись за каждого инвестора, так и сейчас каждый инвестор – это капитал, который приходит в нашу страну. И очень важно для таких компаний создавать условия. Но помимо этого важно отметить доступность начала ведения бизнеса для наших граждан, потому что ежегодно количество участников бизнес-процессов увеличивается и это очень положительная динамика. Если посмотреть на развитые страны Западной Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии, там порядка 70% ВВП страны формируют за счет МСБ. О чем и говорит глава нашего государства. Нам необходимо развивать сектор малого и среднего бизнеса, потому что мы можем создать посредством этого пояс экономической безопасности. Облегчение условий ведения бизнеса в Казахстане – это, прежде всего, залог того, что мы сможем увеличить запас прочности нашего государства», – заключил Аян Бейсекин.