USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.37$
+0.010
BTC
98043.90$

Асель Нуркебаева: Доллар «за 380» спровоцировал массовые увольнения на туристском рынке

Смогут ли казахстанцы в этом году позволить себе отдых на зарубежных пляжах

Share
Share
Share
Tweet
Share
Асель Нуркебаева: Доллар «за 380» спровоцировал массовые увольнения на туристском рынке - Kapital.kz

Все хуже получается у отечественных туркомпаний удерживать натиск скачущего доллара. Участники рынка, напрямую зависящего от курса американской валюты, практически расписываются в бессилии перед последствиями кризиса. Все чаще компании вынуждены прибегать к самому печальному бизнес-сценарию – увольняют людей, и перспективы у отрасли не самые радужные. Зимний сезон еще раз продемонстрировал – казахстанцы вычеркивают такую статью расходов, как «отдых», причем даже в пределах республики. Есть ли жизнь на туристском рынке Казахстана сегодня или как минимум надежда на нее и какие страны все еще доступны карману отечественного путешественника – об этом в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала президент Ассоциации туристских агентств Казахстана Асель Нуркебаева.

- Асель, если вы заметили, казахстанцы перестали параноидально следить за поведением американского доллара и уже, как говорится без истерик, реагируют на новые скачки валюты. Можно ли говорить, что на туристском рынке такие же успокоившиеся настроения?

- Конечно, нет. Сказать, что туристский рынок Казахстана сегодня сильно страдает - не сказать ничего. Вопрос даже не так стоит, мы не то что по-прежнему в шоке, мы просто не понимаем, как нам дальше работать. Если любой другой бизнес еще может как-то адаптироваться, то мы не понимаем, как выгодно продавать то, что стоит исключительно в долларах.

- Если в цифрах, насколько все плохо?

- На данный момент происходит «просадка» продаж на 80%, может быть, даже и больше. Потому что то, что мы планировали летом на осенне-зимний чартерный сезон, когда много чартерных программ, – это и Вьетнам, и Таиланд, и Хайнань, много направлений, которые обычно популярны среди казахстанцев, в этот раз всего этого не случилось. Сейчас казахстанцы летают на отдых только регулярными авиакомпаниями, на «Эйр Арабия», «Эйр Астана», «Флай Дубай», то есть во все направления, касающиеся ОАЭ и Юго-Восточной Азии. Ситуация, конечно, критическая. Сейчас уже можно так говорить. В нашу ассоциацию в последние две недели обращаются компании, которые хотят уменьшить свои расходы. То есть если еще вчера это был туроператор, то теперь они хотят отказаться от лицензии и остаться просто турагентством. Есть такие крупные компании, старожилы, которые работали-работали годами, у них была своя клиентская база, хорошие клиенты, которые соответственно сейчас тоже сидят без денег, и даже такие фирмы уменьшаются, сокращаются. Они урезают расходы, увольняют сотрудников. Сейчас я могу точно сказать, что на всем туристском рынке Казахстана происходит массовое сокращение персонала.

- А в новогодние праздники? Как мне показалось, немало казахстанцев смогли себе позволить встретить кризисный 2016-й за рубежом?

- Нет, вы знаете, мы как раз-таки отмечаем тенденцию к сокращению полетов на Новый год. Продажи туров на это время года начали падать еще в 2015-м. То есть уже тогда, на прошлый Новый год, далеко не каждый мог себе позволить съездить на Мальдивы или в Таиланд и отметить праздник там. Цены стали выше в два раза.

- А какая ситуация во внутреннем туризме, ведь были позитивные прогнозы относительно его развития?

- Здесь вопрос стоит системно, вопрос системной работы, системного подхода ко всему, что касается развития внутреннего туризма. Мы уже говорили о том, что сейчас спасти нас может только импортозамещение. На сегодняшний день мы, конечно, ощутимо продвинулись в этом вопросе. Много компаний в настоящее время, можно сказать, заново переучиваются продавать свой турпродукт. Подчеркну, продавать не иностранный, а свой. Я часто замечаю, что и в социальных сетях больше стало групп, посвященных Казахстану, природе Казахстана, то есть это к тому, что у нас есть маркетинг. Очень много выкладывают красивых фотографий и тут же предлагают туры. Это замечательно. То же Боровое. На Новый год, кстати, здесь были очень хорошие предложения – всего за 27 тысяч за три праздничных дня с новогодним банкетом. Это очень хорошее предложение. Я все-таки верю, что мы сможем правильно использовать то, что имеем, сможем сформировать грамотные предложения.

- Вы как-то поднимали проблему недобросовестной конкуренции со стороны киргизских туроператоров, которые демпингуют по ценам и таким образом оставляют казахстанские компании без клиентов. Как-то решился этот вопрос?

- Вы знаете, там до сих пор нет никакого решения, потому что поднимать этот вопрос нужно не на уровне турфирм и ассоциаций, а на уровне межправительственных договоренностей.

- Асель, понятно, что подорожали все направления, но все же можем ли мы назвать страны, которые остаются доступными для бюджета казахстанцев?

- Все относительно. Если курс доллара, скажем, 370-380, то соответственно 300 долларов - это уже немаленькая сумма в тенге. Если рассматривать в американской валюте, то ценовые предложения остались такими же практически. Если гостиница в Эмиратах стоит определенную сумму, из-за кризиса в Казахстане она уже никак не будет дешевле. Сейчас хорошие предложения по направлению ОАЭ. Потому что туда летают четыре авиакомпании и как-то нужно заполнять их, соответственно на билеты делают скидки и всевозможные акции, что позволяет нам предлагать более доступную по цене путевку. Гоа – тоже есть регулярный рейс, и тоже нормальные цены. Но там чаще 1-2-3-звездочные отели. Естественно, предложения мы пересчитываем ежедневно, когда получаем предложения от своих партнеров из всех стран, но выбираем из них самые приемлемые. Это, повторюсь, Объединенные Арабские Эмираты, Шри-Ланка, Индия. Что касается дальних стран – Малайзия, Мальдивы и другие – они тоже подешевели в сравнении с тем, какие тарифы были раньше, но не с таким отрывом, конечно, какой получился из-за курса доллара.

- А что касается Турции? Интересно ваше мнение в первую очередь о последствиях для казахстанского туриста российско-турецкого конфликта. Разговоры ведь разные ходили, вплоть до того, что Турция введет визовый режим для ряда стран, в том числе и для Казахстана?

- Вы знаете, мы буквально на днях встречались с турецкими партнерами, которые, естественно, обеспокоены всей этой ситуацией, но при этом они на казахстанском рынке присутствуют и, более того, хотят усилиться. То есть они собираются предложить более доступные цены, лучшие условия, какие-то дополнительные услуги, где-то со скидкой или вообще бесплатно. Другими словами, они адаптируются под реалии. На нас, на нашем рынке, российско-турецкий конфликт никак вообще не отражается. Кто ездил в Турцию, тот все равно поедет туда, несмотря ни на что. Более того, нам даже в какой-то степени выгодно то, что происходит. Турки будут снижать цены для Казахстана в предстоящем летнем сезоне. Это будет на сто процентов. Есть даже такая тенденция, когда мы разговаривали с отельщиками, они говорили, что в этом сезоне все отели, которые были ориентированы на российского клиента, теперь могут даже не открыться. То есть у них тоже грядут большие изменения. И в итоге на рынке присутствовать будут только сильные операторы. А более слабые уже сейчас подумывают о том, чтобы закрываться.

- Асель, спасибо за полезную информацию, успехов вам!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.