В общем списке антикризисных законов, принятых парламентом в конце минувшего года, Закон «О государственно-частном партнерстве» стоит особняком. Во-первых, в нем меньше всего патернализма, в смысле зависимости от государства, на которое у нас в первую очередь привыкли смотреть, когда нужно спасать ситуацию. В новой структуре ГЧП риски и доли участия поделены поровну между государством и бизнесом. Во-вторых, практика ГЧП понятна далеко не всем, хотя на Западе методы государственно-частного партнерства давно и успешно внедряются в жизнь. Поэтому в настоящее время во всех областных акиматах проводится разъяснение, прежде всего, для бизнеса – как ориентироваться и действовать в новой экономической реальности, где потенциал таких институтов как ГЧП должен играть ведущую роль.
Сигнал от президента
Так, выступая недавно с ежегодным посланием, глава государства не без иронии отметил, что у нас в стране до сих пор путают такой фундаментальный процесс как взаимодействие бизнеса и государства на основе ГЧП с политической реминисценцией ГКЧП.
«Для разгрузки бюджетных расходов необходимо активнее применять механизмы ГЧП. Причем программу государственно-частного партнерства тоже нужно разъяснять, а то у нас начинают путать ГЧП с ГКЧП. А между тем государство дает бизнесмену землю. Подводит электричество, горячую и холодную воду, создает условия в качестве процента участия государства, а частник строит объект. Так, например, построены детские сады, школы и больницы», – заявил президент.
По словам Нурсултана Назарбаева, сейчас практика ГЧП активно применяется в Алматинской области акимом Амандыком Баталовым. Как заверил президент, новая форма взаимодействия власти и бизнеса требует от акиматов большой ответственности и трудолюбия. «Это требует работы от акимов, а не их «лежания на боку» и ожидания от государства милостыни. Ходить по кабинетам и просить деньги – не лучший стиль работы. Нужно широко применять принципы ГЧП в практической деятельности: привлекать в свой регион земляков, которые разбогатели и сейчас неизвестно где находятся, привлекать других бизнесменов, создавая условия как им, так и государству», – отметил глава государства.
В свою очередь еще одним драйвером государственно-частного партнерства может стать Северо-Казахстанская область. Накануне, выступая в Астане, глава СКО Ерик Султанов рассказал, что в регионе за прошлый год введено 1148 новых дошкольных мест и все они открыты в рамках государственно-частного партнерства. Также в области запланировано введение трех новых детских садов по концессии, которая является одним из главных инструментов ГЧП.
Концессия, аутсорсинг и акционерное соглашение
Провайдером этой стратегии в республике выступает АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства». Как раз в эти месяцы центр совместно с министерством национальной экономики (МНЭ) и проводит разъяснительные семинары с участием столичных и областных чиновников разных уровней. Так, уже были проведены встречи с бизнесом Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей.
А первая встреча прошла в Астане. На ней первый вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов озвучил несколько принципиальных нововведений на основе государственно-частного партнерства. Во-первых, все проекты стоимостью до 7 млрд 900 млн тенге признаются малыми проектами. По словам Кусаинова, возможно, что в масштабах республики они и кажутся малыми, но для регионов это чрезвычайно большие и дорогостоящие проекты. Здесь Миннацэкономики предоставляет большую самостоятельность и упрощенные процедуры для их реализации.
Во-вторых, очень важным аспектом становится частная финансовая инициатива.
«Необходимо в сельскую местность привлекать частный бизнес. Там рынок замонополизирован. Стоит один объект – дом культуры или детсад. Зачем там строить два или три детсада, если есть готовое трехэтажное здание у частника. Его можно на основе частной финансовой инициативы использовать для открытия нового детского сада. Здесь открываются очень большие возможности как для акиматов регионов, так и для бизнеса», – констатировал первый вице-министр МНЭ, обрисовав еще одну возможность в рамках ГЧП.
Вместе с тем председатель правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Азамат Ойнаров поделился еще одной новеллой введенного на законодательном уровне института ГЧП. Так, в новый закон внесен специальный юридический термин: «акционерное соглашение». Ведь если раньше создание акционерного общества предусматривало, что все вопросы решаются уставом, то сегодня на завершающей стадии утверждения проекта благодаря «акционерному соглашению» будут ясны все структурированные риски, в том числе потенциальное рейдерство или потенциальные валютные риски. Все они будут предусмотрены в акционерном соглашении.
«В соответствии с законом акционерное соглашение становится выше, чем устав, и в нем прописываются все процедуры. Они затрагивают вхождение в проект, начало финансирования, выхода, обязательства. Например, что должен построить частный партнер – вплоть до стандартов: какого размера материалы, как он должен запустить проект, как он должен его эксплуатировать, сколько он должен людей взять на работу и т. д. И точно так же бизнесмен может прописать в акционерном соглашении. Например, мы, когда с бизнесменами встречались, они спрашивали: можно ли в этом акционерном соглашении прописать, чтобы чиновники не лоббировали своих зятьев, сестренок и братьев в этом акционерном обществе в рамках ГЧП. Мы сказали: однозначно можно! То есть и бизнесмен прописывает все свои риски и страхи в этом соглашении. А в первую очередь бизнес боится, что в проектах будет очень много нерабочего персонала, боится проверок со стороны госорганов. Поэтому-то мы и предусмотрели институт акционерного соглашения», – подробно рассказал о новом механизме доверия между бизнесом и властью на основе ГЧП Азамат Ойнаров.
Более того, недавно в Казахстане прошел первый интерактивный семинар по разъяснению нового законодательства о государственно-частном партнерстве. В ходе этого онлайн-семинара было заявлено, что еще одним инструментом ГЧП будет служить «аутсорсинг» или сервисный контракт. При этом было пояснено, что хотя Закон «О ГЧП» принят совсем недавно, однако одна из его ключевых форм – концессия – получила законодательный статус уже сравнительно давно. Так вот, еще в 2006 году был заключен договор концессии на строительство ЛЭП Северный Казахстан – Актюбинская область – один из успешных проектов ГЧП. Еще одним концессиональным проектом явилось строительство железной дороги Шар – Усть-Каменогорск.