USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.17$
-0.190
BTC
91782.00$
+2266.700

Максим Сарсенов: В РК высокая конкуренция в сфере такси. О какой монополии мы говорим?

О ситуации на рынке таксомоторного бизнеса Казахстана и вопросах, которые требуют решения

Share
Share
Share
Tweet
Share
Максим Сарсенов: В РК высокая конкуренция в сфере такси. О какой монополии мы говорим?- Kapital.kz

Председатель Ассоциации таксомоторного бизнеса и акционер «Эко Taxi» Максим Сарсенов - настоящая находка для журналиста. На вопросы отвечает четко, апеллирует конкретными цифрами, каждый комментарий взвешен и аргументирован. Все это нужными пазлами ложится в один понятный портрет – предприниматель действительно любит свое дело и не стесняется демонстрировать - каждая гайка каждой машины у него на счету. Взрастив своими руками бизнес, он со свойственной его молодости горячностью при этом очень по-отечески его защищает. В эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz Максим Сарсенов рассказал о проблемах, которые сегодня переживает рынок таксомоторного бизнеса Казахстана, и тех, кто эти самые проблемы искусственно создает.

- Максим, вопрос о кризисе, реакции того или иного сегмента на августовскую девальвацию уже стал традиционным в СМИ. Не будем оригинальничать и мы. Что происходит сегодня на рынке такси?

- У всех таксомоторных парков увеличились затраты ровно в два раза на запчасти, потому как запчасти все импортные. Нужно понимать, что, когда мы говорим о казахстанском производстве, мы ведем речь о сварке, о покраске, о сборке, но запчасти мы не производим. И на сегодняшний день мы столкнулись с большими проблемами, когда дилеры автозапчастей за счет того, что плавающий курс, хеджируются соответственно. То есть, если условно курс у нас сегодня 350 тенге, они обозначают примерный коридор до 10%, другими словами, рассчитывают на курс в 370 тенге. Подсчитать несложно: если у нас был курс 185 тенге, то в настоящее время запчасти подорожали ровно в два раза. Если бампер стоил 30 тысяч тенге, сейчас уже 60 тысяч тенге. И так по многим другим составляющим - колодки, диски сцепления, резина и так далее - здесь все то же самое, наблюдаем повсеместный рост на содержание машины. Также хочу добавить, что цены поднялись и на автомобили. Соответственно, обновлять автопарк будет гораздо тяжелее.

- Значит ли это, что потребителям стоит ожидать всплеска цен на услуги такси?

- Мы вынуждены сейчас не повышать ощутимо стоимость. Максимум мы рассчитываем поднять тарифы на 10-15%, скорее всего, на 10%. То есть вы понимаете, да? Притом что мы говорим о росте расходов на содержание машины в два раза, цена на услуги вырастет не более чем на 10-15%. И у нас есть понимание, как мы это сделаем. Как-никак кризис учит жить и работать. Также мы четко понимаем, что рынок не сможет адаптироваться, нет такой покупательской способности, чтобы выдержать сильное подорожание. Мы уже сейчас видим, что спрос падает. Будем внедрять более оперативный менеджмент, будем больше работать, активизировать новые бизнес-процессы, в общем, уходить во внутреннюю структуру и грамотно как-то выводить, чтобы эффективность была больше на 50-70% как минимум. К ним прибавим 15% от роста тарифов, ну и так далее. Мы планируем отладить правильную географию стоянок, видимость заказов – все это сейчас активно обсуждается в рамках круглого стола, с привлечением участников таксомоторного легального рынка.

- То есть можно говорить, что есть единство, понимание проблем и стремление их решать?

- Не совсем так. Да, мы встречаемся, делимся мнениями. Но сейчас, вы знаете, некоторые службы ушли с рынка, а с диспетчерскими службами, такими как «Лидер такси», «Эконом такси», Indriver, мы не работаем. Напротив, мы призываем их постоянно к соблюдению действующего законодательства и в скором времени хотим, чтобы на эту проблему обратили внимание, так как на сегодняшний день складывается недобросовестная конкуренция. Почему кто-то должен содержать свой штат, следовать всем правилам и действующему законодательству РК, а кто-то нет? Проблема с нелегальным извозом существует и всегда существовала во многих развитых странах. На это требуется определенное время. Мы над данными инициативами активно работаем. Есть статья 26 «О правилах пассажирских перевозок и багажа», в этой статье очень четко, по пунктам расписано – что должно быть в такси, то есть эти самые правила перевозок пассажиров и багажа. Каждый из этих пунктов, понятно, несет определенную добавленную стоимость. Это требования по единой цветовой гамме, наличие опознавательной буквы «Т», шашечный пояс, предрейсовый контроль водителей и так далее. Так вот, те компании, которые соблюдают данный перечень, с ними мы встречаемся и разговариваем.

- Давайте четко проясним, какие именно действия вы называете недобросовестными?

- Когда вы заказываете такси через диспетчерскую службу, условно это было организовано так: водитель зашел в интернет или приехал в офис диспетчерской службы, получил логин и пароль и стал водителем такси. Далее он пошел, взял машину в аренду за 2 тысячи тенге - любого года выпуска и состояния, сел за руль опять же в любом состоянии, никто его не проверил, и он поехал таксовать. Наркоман, алкоголик, бандит, преступник, в розыске он или маньяк - никто не знает. Что же происходит в службе такси? Водитель приезжает к нам в офис, собирает абсолютно все необходимые справки, с ним плотно работает отдел кадров. Далее ему предоставляется наш автомобиль, который соответствует всем требованиям, прошел техобслуживание, у которого есть техосмотр, КАСКО, страхование пассажира. Машина эта не старше четырех лет, и в ней есть все, в чем нуждается таксист для легального извоза. Кстати, во многих таксопарках большая часть машин отечественного производства. Покупая и инвестируя деньги в эти автомобили, мы тем самым оставляем деньги внутри страны. Завод-изготовитель этих машин оплачивает этими средствами зарплату и создает новые рабочие места, выполняет функцию самого настоящего казахстанского большого предприятия, где есть трудовые коллективы, профсоюзы и так далее. Вы сами видите разницу. Соответственно, стоимость у нас не может быть такой же, как у нелегальных извозчиков, ну просто не может! Мы покупаем машины за 4-5 миллионов тенге, машины нелегального извозчика оцениваются в 700 тысяч-1,5 миллиона тенге. Да, людям без разницы, на какой машине ездить, наверное, для них самое главное – добраться из точки А в точку Б. Но при таком раскладе, если данный подход применить к другим сферам – авиации, медицине, общепиту, транспорту, то произойдет просто хаос. Я приведу в пример аналогию - стоит большой торговый центр, и здесь продают джинсы Levi's, и рядом стоит контейнер, здесь тоже продают джинсы с биркой Levi's. Как вы думаете, где будет дороже? Сейчас популярно говорить - в кризисное время неважен комфорт. А как быть с безопасностью? Ведь когда мы говорим о пассажирских перевозках, в первую очередь речь идет о безопасности. Так же как и обо всем уже сказанном - рестораны, значит, мы говорим о безопасности еды, чтобы никто не отравился. Медицинские услуги – важность безопасности даже не обсуждается. Авиация - также безопасность на первом месте. Законодательство для этого и существует, чтобы регламентировать и сделать правильным бизнес, чтобы он не представлял опасности для граждан республики.

- Вы уже подметили, что спрос упал, а в процентном соотношении насколько сильно?

- Мы наблюдаем откат в размере 15-20%. Еще хочу назвать такую цифру в разрезе легальных и нелегальных извозчиков. Так вот, доля нелегальных извозчиков в Алматы составляет порядка 91-92%.

- Максим, а мы можем говорить с вами о работе «Эко Taxi»?

- Конечно, как один из акционеров «Эко Taxi» я могу дать определенные комментарии.

- Здесь интересен ваш комментарий к посту, который на своей странице в Facebook разместил Санжар Бокаев. Он рассказал о том, что при выходе из столичного аэропорта наблюдал монополию «Эко Taxi», что заставило его принципиально не пользоваться услугами данной службы.

- Никакой монополии в аэропорту Астаны нет. Более того, я скажу, что в Казахстане самая большая в мире конкуренция в сфере такси. Каждый десятый – конкурент для нас. Все могут заниматься нелегальным извозом. Стоит поднять только руку, как в погоне за тем, чтобы выторговать у потенциального клиента 100 тенге, нелегальный извозчик создает стометровую пробку на дороге, нарушая при этом правила дорожного движения. Не говоря уже о тех конкурентах, которые едут из разных концов страны в наш город, чтобы 10-15 дней жить в машине и заниматься нелегальным извозом на своем собственном авто с номерами соседних регионов. А потом весь Facebook постит фотографии с Шымбулака нашего загазованного города и делится впечатлениями о проведенных в пробке часах. Я так понял, это и есть цена за создание конкуренции и ценового демпинга со стороны нелегальных извозчиков, о которых пишет в своих постах Санжар Бокаев. Также хочу добавить, что в прошлом году мы проиграли тендер в аэропорту Астаны и стояли на второй линии, но провели работу над ошибками, докупили автопарк и организовали несколько инватакси. В абсолютно честной конкуренции мы выиграли этот тендер в нынешнем году. Я хотел бы, чтобы господин Бокаев обратил внимание, что не только мы стоим там. На второй линии, как стояли мы в 2015 году, теперь стоят ZHeBe Taxi, также другие автопарки заезжают туда. Никакой монополии нет! Вообще, неизвестно происхождение этого поста и непонятен его умысел. Я не исключаю, что некоторые силы извне послужили созданию данного высказывания в Facebook. В любом случае, пока кто-то бросается неосторожными высказываниями в социальных сетях, мы ведем совершенно прозрачную работу. Вместе с алматинским и столичным филиалами мы платим порядка 6 миллионов тенге за аренду стоянок на вокзалах, торговых центрах, в других каких-то местах большого скопления людей, в том числе в аэропортах. Ежемесячно 6 миллионов тенге, повторюсь! Аэропорту Астаны, понятное дело, мы тоже платим аренду. Аэропорт, в свою очередь, как грамотный менеджер, который должен из всего извлекать прибыль, этим пользуется. Это нормальная практика. Аэропорт Франкфурта, аэропорт Кеннеди… во всех аэропортах больших городов службы такси платят аренду. А кто должен тогда помогать аэропортам покупать системы безопасности, кто должен оплачивать уборку прилегающей территории? Мы платим им, они платят в свою очередь из этих денег за определенные услуги другим. Это же простая экономика! Нормальный рыночный механизм. В чем проблема? Теперь касательно наших тарифов. Если говорить о том, что можно поймать частника за полторы тысячи тенге - хорошо, давайте прибавим 12% НДС, 20% КПН, зарплату диспетчера, зарплату механика, и не одного (!), чтобы содержать 150 машин. У нас только фонд оплаты труда по астанинскому филиалу выходит порядка 5 миллионов тенге ежемесячно. Что заложено в наш тариф? C каждой стоимости поездки клиент платит зарплату таксиста, амортизацию машины, страховку, страховку пассажира, налог, эмиссию за выброс в окружающую среду и так далее, социальные отчисления - ИПН, КПН - это же все понятные вещи. Нас нельзя сравнивать. Это неправильно. Также мы столкнулись с большими штрафами. Наши водители, которые приезжают из близлежащих населенных пунктов, не всегда знают расположение камер, они просто не привыкли к жесткому мониторингу. За их воспитание, образно говоря, платит компания, так как видеофиксация направляется непосредственно в администрацию. И здесь вопрос: не нарушай и не плати штрафы. Это все понятно, конечно. Но я думаю, с моим мнением каждый будет согласен, что, как только появились первые камеры, даже коренные алматинцы и астанчане, которые привыкли ездить по правилам, неправильно пересекали стоп-линии или попадались на скоростные фоторадары. И мы понимаем этих людей и вынуждены усиливать работу отдела кадров, потому что в случае неоплаты штрафов приходит судебный исполнитель и опечатывает машину. Другими словами, мы справедливо можем ставить цену в две с половиной тысячи тенге. Эти же деньги уходят на создание рабочих мест, из этих же денег люди получают зарплату, эти же люди завтра выходят в магазины, оставляют там наличные, пользуются различными услугами. Что за однобокий взгляд на очевидные вещи? У меня тоже есть страница в Facebook, мне тоже люди пишут, и я им всегда объясняю: у нас есть налоговая нагрузка, мы платим соцотчисления и так далее. Они мне отвечают: мол, это никого в кризис не волнует. Это что за ответ? Налоги в кризис не волнуют? Если этих людей не волнует, тогда государство волнует. А потом мы идем в поликлиники и возмущаемся, почему нет бесплатного врача или почему ямы на дорогах. Мы о чем говорим? Еще раз подчеркну, мне непонятна природа создания этой статьи. Я очень сильно задумываюсь, кому это нужно.

- Еще хотелось бы услышать несколько цифр. Сколько у вас автомобилей в парке и планируете ли вы сокращать их количество?

- По «Эко Taxi» у нас сегодня в общем 550 автомобилей в Алматы и Астане. По поводу сокращений глава государства четко сказал: не допустить сокращения рабочих мест. И мы, как социально ответственный бизнес, будем стремиться выполнить это поручение. Мы четко понимаем, что ни один пост, ни одна провокация не размоет наше сознание и не пустит нас по пути наименьшего сопротивления. Мы понимаем и знаем, что мы делаем. У нас есть четкий стратегический интерес, и, поверьте, в долгосрочной перспективе мы добьемся своего. Этот бизнес будет таким же, как и везде.

- А сколько рабочих мест создано в рамках «Эко Taxi»?

- 670. У нас также есть индивидуальные предприниматели, с которыми мы заключаем договора. 670 – это количество созданных рабочих мест. Мы довольно крупное предприятие. В проект «Эко Taxi» мы инвестировали около 2 миллиардов 700 миллионов тенге с 2013 года.

- Максим, давайте продолжим тему безопасности. Вы все правильно сказали, в вашем деле она особенно нужна. Какие требования у вас к водителям при трудоустройстве?

- Справка о несудимости, запрос в прокуратуру мы отправляем, тест на вождение, также безаварийное вождение в последние четыре года, полный пакет медсправок - 086, справка из СПИД-центра и так далее, копии военного билета, копии всех приписных свидетельств. Мы всегда рассчитываем на то, что, если что-то произойдет, мы должны знать, кто этот человек, насколько он адекватен, находился ли он под следствием. Это большая ответственность на самом деле. Конечно, у нас бывали разные случаи. За всем не уследишь. Но мы стараемся. И потом, даже в госструктурах, силовых, военных структурах случаются форс-мажоры. Я думаю, мы сделаем все возможное, чтобы минимизировать самые мелкие риски, но исключить их невозможно, потому что мы работаем с людьми. Еще хочу подчеркнуть такой момент: у каждого таксиста в голове есть свой счетчик. Он по-своему предприниматель, старается прощупать психотип клиента, он хорошо понимает, с кем, о чем и когда разговаривать, надеясь получить дополнительные чаевые или стать персональным водителем данного клиента, а возможно, он ставит себе цель завести деловые связи. Хорошо это или плохо – я не знаю, но человек развивается. И в будущем с такими навыками и качествами ему будет легче открыть свое личное дело. А это и есть то, о чем так часто говорит глава нашего государства.

- Спасибо за интересный разговор, Максим, успехов вам в бизнесе!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.