Месяц назад благотворительный фонд «Саби» при поддержке Кенеса Ракишева (управляющий партнер фонда Singulariteam) и Вячеслава Кима (председатель совета директоров АО «Kaspi Bank») объявили о начале очередного конкурса для молодых предпринимателей «Построй свой бизнес». Это уже третий по счету конкурс, проводимый в Казахстане бизнес-меценатами.
Мы уже говорили о том, как сложилась судьба первых финалистов после получения ими грантов. Напомним, в феврале 2015 года были выбраны очередные 9 лучших бизнес-проектов среди почти четырехсот участников конкурса «Построй свой бизнес». Спустя десять месяцев после получения грантов общей суммой $240 тыс. финалисты конкурса рассказали о том, как развиваются их проекты.
Размер главного гранта в прошлом году составил $100 тыс., однако решением жюри два проекта разделили этот грант между собой – изделия из кожи Kassengaly Handmade и проект по переработке шин в резиновую крошку. Остальные финалисты получили гранты в размере $20 000.
Фото: Виктор Магдеев
Казахстанская обувь, не уступающая итальянской
Несколько лет назад Ерлан Темержанов решил создать бренд по производству обуви и аксессуаров из кожи, не уступающих по качеству итальянским. После того как его проект получил главный грант в размере $50 тыс., мастерская Kassengaly Handmade переехала в центр города, стала популярной, количество заказов растет, среди клиентов Ерлана Темержанова есть и казахстанские дизайнеры. Вот что рассказал сам предприниматель:
«Оборудование, которое мы закупили, позволяет изготавливать изделия на уровне фабрик. Я несколько лет изучал кожу, начал проводить опыты, у меня стало получаться. Кожа – материал дорогостоящий, иногда не хватало средств, чтобы ее приобрести. Тогда я делал все вручную, а ручная работа без специализированного оборудования остается ручной работой. Некоторые люди хотят изящнее, поэтому приходилось только мечтать о таком оборудовании. К конкурсу я подготовился серьезно: разработал бизнес-план, сняли видео.
Это моя первая личная победа в профессиональном плане, она очень помогла нам осуществить определенные и значительные цели. В апреле я улетел в Китай, в Гуанчжоу, заказал оборудование, купил качественную дорогую кожу, которая не уступает итальянской, закупил фурнитуру. Оборудование приобреталось не для массового производства, потому что станки для массового производства очень дорогие. В Алматы мы также выкупили итальянскую кожу, колодки и некоторую часть оборудования у компании, которая раньше выпускала кожу, она в тот момент закрывалась.
Наша мощность – до ста пар в месяц, аксессуаров тоже примерно столько же. На одну пару эксклюзивной обуви мы берем полторы-две недели. Если модель обуви попроще, то изготавливаем ее за 4-5 дней. Если очень простая – буквально два дня. Стоимость летней обуви для взрослых от 15 тысяч тенге, для детей – от 13 тысяч тенге. Если у нас закажут партию обуви, то стоимость мы, конечно, снизим. Мы начали делать детскую обувь, она сейчас пользуется популярностью. Стало поступать много заказов из регионов Казахстана, если честно, их даже больше, чем из Алматы.
Сейчас я пишу бизнес-план для инвесторов. В планах у нас массовое производство – цех или небольшая фабрика. Сегодня мы сидим на индивидуальных заказах, у нас работает четыре человека, наш предел – сто пар обуви в месяц. Это обувь ручной работы, которая будет носиться 5-6 сезонов».
Фото: Виктор Магдеев
Детские площадки из использованных шин
Вторым проектом, получившим грант в размере $50 тыс., стало предприятие по переработке старых шин в специальное прорезиненное дорожное покрытие. Таким образом, создатели предприятия надеются изменить экологическую обстановку в Алматы и его окрестностях, так как многие практикуют сжигание покрышек, что в свою очередь наносит серьезный удар воздушному бассейну мегаполиса. А так как 514 тыс. автомашин зарегистрированы в одном только Алматы, проблем с сырьем возникнуть не должно. О том, как реализуется данный проект, рассказал Павел Шалагин: «После участия мы открыли свое предприятие, дав покрышкам новую жизнь – напольное покрытие. Мы перерабатываем старые покрышки в покрытие для детских площадок. Благодаря полученному гранту мы приобрели станки и необходимое оборудование в России. Сырье берем на вулканизациях, это готовящиеся к утилизации старые покрышки. Сейчас у нас в основном мелкие заказы, например, покрыть площадку перед магазином или ступеньки. Из крупных заказов были спортивная и детская площадки в Актобе, которые были открыты при поддержке благотворительного фонда «Саби».
Мы приносим пользу обществу, благодаря участию в конкурсе создали новые рабочие места. Надеемся, что наше предприятие в будущем выйдет на большие объемы».
Фото: Виктор Магдеев
Творческое образование
Образовательный проект «Нур-Академия» – это не просто полезный досуг для детей от 5 до 16 лет. В первую очередь это наука и практические навыки, которые позволяют детям с ранних лет творчески подходить к заданиям и мыслить абстрактно. Главная задача проекта – дать детям знания, которые они с уверенностью смогут использовать на практике. О том, как реализовать свои устремления, рассказала Гульжанар Енкебаева:
«Основная часть гранта ушла у нас на закупку наборов Lego нескольких направлений. Также мы подготовили книгу по робототехнике. Это учебное пособие, по которому в Караганде обучают детей в государственных школах, готовят их к олимпиадам. У них есть курс по робототехнике, в Алматы пока такого факультатива нет. Мы хотим предоставить эту книгу компании Lego, чтобы они дали нам разрешение на использование в рамках Lego education, а также получить рекомендацию Министерства образования и науки РК, факультативным занятиям они такой гриф не выдают. Поэтому мы ждем, когда робототехника из факультатива станет официальным предметом по госстандарту. Пока мы готовим эту книгу для головного офиса компании Lego. Она должна дать свое заключение, что по этой книге можно заниматься не только в Казахстане, но и в других странах, где есть франшизы Lego. На следующий год мы поставили перед собой цель – выйти на них и защитить свой проект.
Помимо этого, мы расширили офис на 300 квадратных метров. С января мы еще раз увеличим площадь в том же бизнес-центре – возьмем еще один этаж. Этот этаж нам нужен для запуска комплексной подготовки к школе, в частности, большое внимание будем уделять развитию логики у детей. Мы хотим, чтобы навыки, которые получают дети на наших курсах, могли быть применены на практике. Мы хотим воспитать поколение детей, которые с ранних лет понимали что к чему. На наших олимпиадах по робототехнике, которые мы провели дважды, дети защищали творческие проекты. Они сами пришли к этим проектам, придумывали варианты. Мы говорили им, что, когда они будут разрабатывать проект, он должен иметь социальную значимость и эффективность. Чтобы не просто так, что поиграли и ушли.
После того как мы стали финалистами, наш проект стал узнаваемым. Это как мощная реклама. О нас начали писать, выходили статьи, мы стали проводить выездные мастер-классы. Мы в три раза увеличили количество рабочих мест – пригласили преподавателей, обучили их. В будущем мы хотели бы открыть бизнес-школу для детей».
Фото: Виктор Магдеев
Спортивная экспансия в Россию
По прошествии десяти месяцев с момента получения гранта от конкурса «Построй свой бизнес» в размере $20 тыс. Асан Дюсупов смог расширить ассортимент производимого спортивного инвентаря. Теперь его компания предоставляет оборудование для залов кроссфита и workout-площадок. Кроме того, Асан Дюсупов вышел на российский рынок – сейчас компания готова принимать заказы в России. Подробнее он поделился этим с нами:
«Сейчас мы занимаемся производством workout-оборудования и оборудования для кроссфита. На момент участия в конкурсе у нас уже было производство, однако не хватало производственных мощностей. За счет выигранного гранта мы приобрели недостающее оборудование в Казахстане – токарный и сверлильный станки. Теперь мы делаем более крупные конструкции. Мы реализуем свою продукцию в России и Казахстане.
Если брать рынок сбыта, то мы работаем как с физическими, так и с юридическими лицами. Мы полностью оборудовали два кроссфит-зала, построили три workout-площадки в Шымкенте, Кызылорде и Талдыкоргане.
Мы используем казахстанское сырье. Штат сотрудников пополнился тремя новыми работниками. С несколькими сотрудниками работаем по фрилансу, но сотрудничаем с ними на постоянной основе.
Конкурс способствовал пиару нашей компании, наш видеоролик набрал хорошее количество просмотров, люди нас узнают. От других часто слышу, что нашу компанию знают и рекомендуют. Многие интернет-порталы писали о нас.
Нам нужно жить за счет внутренних ресурсов. Есть люди, которые все равно покупают китайские товары, да, у нас дороже, чем китайское, может, в два раза. Зато наше оборудование устанавливается один раз, наши конструкции могут служить всю жизнь. Неофициально мы даем пожизненную гарантию на швы. А официально гарантия – два года.
Что касается конструкций, то это тренажеры для домашнего фитнеса, оборудование для кроссфита и workout, силовые тренажеры для бодибилдинга – это новое направление в производстве. Для него нам потребуются дополнительные станки. Последнее наше направление – детские площадки. Сейчас мы продолжаем поиски дилеров по Казахстану, а также вышли на рынок России. В России мы продали три конструкции, в разы дороже, чем по Казахстану. Но выросла и ответственность, поскольку устранение брака в другой стране обойдется дороже. Мы зарегистрировали сайт в России, запустили контекстную рекламу.
Есть возможность выйти на международный уровень через интернет-магазины вроде Amazon, Ozon, Walmart, Alibaba, Ebay. Я пытался раньше, но сообщили, что они не сотрудничают с Казахстаном. Я думаю, если мы вышли на Россию, то можно попытаться еще раз, но уже через Россию.
Сейчас мы также запустили социальный проект – «Готов к труду и обороне» как в Советском Союзе. Создан реестр в виде таблицы, в который мы заносим всех желающих выполнить спортивные нормативы стандартной советской программы. Этот проект призван привлечь население к занятию спортом».
Фото: Виктор Магдеев
Экологичный шопинг
Дмитрий и Лаура Севостьяновы однажды решили сделать свой вклад в охрану окружающей среды – открыть производство экологических пакетов из спанбонда, разлагающегося материала, который не загрязняет почву и атмосферу. В планах создать конкуренцию пластиковым пакетам, а в будущем, возможно, и полностью заменить их. О том же, как супруги распорядились своим грантом, нам рассказал Дмитрий Севостьянов:
«Грант был полностью потрачен на приобретение оборудования и покрыл примерно 30% общих затрат. Оборудование было приобретено в Китае. Дополнительные инвестиции – это собственные средства. В данный момент мы полностью готовы к производству, мы его уже запустили – можем производить до двух миллионов пакетов в месяц.
Конечно, клиенты появились, но прибыли пока нет. Мы планируем расширяться и увеличивать объемы. Для этого необходимы дополнительные инвестиции. Мы изначально ориентировались на крупные торговые сети. Большинство из них получили наше коммерческое предложение. В данный момент ведем переговоры с двумя крупными супермаркетами, которые готовы к введению экопакетов. Выход на региональный уровень возможен, но опять же необходимо расширение производства.
Пока постоянных заказов нет, нас четверо. При наличии заказа у нас есть потенциальные работники, которые были обучены заранее.
Материал для производства приобретаем в Темиртау. Правда, минимальная партия – 1 тонна. Поэтому, если появляются маленькие заказы, мы обращаемся к местным поставщикам, которые закупают готовую ткань в России. Их цены, конечно, завышены, да и цвета ткани ограничены.
Самостоятельное производство ткани – это очень дорогое удовольствие. В Павлодаре делают, но качество оставляет желать лучшего. Хотя для страны, где добывается нефть, данное направление бизнеса было бы очень перспективным. И как минимум логичным. Сейчас наша продукция на 90% сделана в Казахстане».
Фото: Виктор Магдеев
Развивая детский досуг
Многие торговые центры сейчас предоставляют родителям возможность оставить своих детей в детских развивающих центрах. Лидером и первооткрывателем в данной сфере можно назвать сеть Kids Lab – проект, ставший финалистом прошлогоднего конкурса «Построй свой бизнес». Запустив проект в ноябре 2014 года, руководителям проекта удалось открыть второй детский центр в самом крупном ТРЦ в Казахстане и организовать на его базе семейное кафе. Одна из основательниц проекта Ардак Мухамадиева рассказала нам о своем детище:
«Благодаря гранту мы купили игровой инвентарь для детей, который заказали в Америке. Мы ждали его почти два месяца. Это игровой развивающий конструктор – Imagination Playground, который состоит из сотни больших деталей.
После получения гранта у нас появилась возможность открыть вторую лабораторию, и оставшуюся сумму мы инвестировали в нашу вторую точку – Kids lab в MEGA Alma-Ata. Теперь мы представлены в двух торговых центрах.
Так как концепция второй точки усложнилась – у нас там не просто игровая площадка, но и детское кафе, соответственно, там больше персонала – мы увеличили рабочие места. Всего у нас трудоустроено около 40 человек.
На месте мы стоять не будем, тем более мы чувствуем, что усилилась конкуренция. Сейчас торговые центры, которым мы отказали, так как это требует дополнительных инвестиций, к тому же мы не видели смысла открываться так часто, открыли подобного рода детские площадки. Мы видим наше дальнейшее развитие в контенте. Мы организовываем мастер-классы для детей, у нас хорошая запись на них – мастер-классы стараются не пропускать. Так как кафе – это что-то новое для нас, то это направление будет развиваться. Сейчас мы разрабатываем детское меню, меню для мам, активно его развиваем.
Кроме того, мы думаем над новым направлением – развитие малышей по программе Монтессори. Сейчас в MEGA Alma-Ata пространство позволяет заниматься с детьми до трех лет. После Нового года мы начнем такие занятия.
Этот год мы отпахали на 100%. Спустя год мы довольны результатом, у нас появились лояльные клиенты, их около 50%. Наши клиенты отказываются от детских садов в пользу Kids lab. Мы стали более популярными, нас приглашают участвовать в различных городских мероприятиях в качестве партнеров. Это заслуга того, что мы стали финалистами конкурса «Построй свой бизнес».
Вручая нам сертификат на грант в размере $20 тыс., Вячеслав Ким сказал, что нам нужно развиваться, не бросать дело. И мы по такому напутствию стали работать не расслабляясь, искать инвесторов».
фото: Виктор Магдеев
Мобильные приложения на потоке
Результаты десятимесячной работы финалистов конкурса проекта Zero to One lab превзошли ожидания многих – им удалось запустить 37 приложений, одно из которых популярное среди казахстанцев приложение Kelin. На следующий год планов у проекта еще больше, среди которых запуск инкубатора приложений. Сооснователь компании Арман Сулейменов рассказал об успехах своего проекта:
«Вместо 6 приложений, показанных на конкурсе в марте, за год мы создали 37 приложений. Сейчас ведем разработку приложения Kelin – анонимной социальной сети для женщин, которая насчитывает 140 тыс. пользователей и 110 тыс. секретов. На данный момент это самое популярное приложение, созданное командой Zero to One Lab. 7 азиатских инвесторов из Сингапура, Индонезии и Таиланда выбрали нас в качестве победителя Echelon Central Asia 2015.
Теперь наша команда состоит из 6 человек, раньше было трое. В наших планах на будущий год запуск инкубатора мобильных приложений. В рамках инкубатора с февраля по апрель 2016-го будет запущен прием заявок. Из тысячи мы выберем 50 лучших команд со всей республики и Центральной Азии. С июня по август будет длиться инкубирование. В конце лета будут проведены их презентации, а на Demo Day мы намерены пригласить инвесторов из Кремниевой долины и Юго-Восточной Азии.
Грант был распределен на проекты Being Beethoven, Kelin и Bulbul, а также на зарплаты дизайнера, четырех разработчиков и одного продакт-менеджера. Казахстанско-британский университет выделил нам офис на безвозмездной основе.
Помимо гранта, мы получили доверие со стороны опытных бизнесменов – Кенеса Ракишева и Вячеслава Кима, а также внимание со стороны СМИ. Вообще, год получился очень продуктивным, но есть еще большие планы на следующий год».
Фото: Виктор Магдеев
Как легко найти донора крови?
Социально направленный проект Donor blood среди остальных финалистов отличается тем, что в конкурсе он участвовал с одной лишь идеей. Несмотря на то, что предпочтение отдается уже существующим бизнес-проектам, создателям проекта удалось доказать жюри его потенциал и необходимость. Теперь найти жизненно необходимую группу крови станет легче. О том, как это делать, рассказал Дияр Избасаров: «Как только мы получили грант в размере $20 тыс., мы сразу нашли одних из лучших программистов, которые создали нам сайт. Создание сайта заняло 5 месяцев, включая тестирование. Сейчас сайт находится в бета-версии, мы пытаемся его монетизировать.
За прошедшие десять месяцев у нас было более ста доноров, которые зарегистрировались и сдали кровь в центрах сдачи крови. Пока доноры у нас только в Алматы, мы планируем перебраться в Астану, найти там команду, которая сможет развить проект Donor Blood в Астане. Оставшиеся от гранта средства мы положили на депозит и сейчас расходуем свои средства на зарплаты сотрудникам. Мы наняли трех сотрудников: маркетолога, он занимается рекламой; программиста, который ведет монетизацию и продвижение сайта, и помощника, привлекающего рекламодателей.
Я думаю, запуск сайта произойдет в ближайшие недели. Первый шаг – открытие проекта в Астане, а затем уже и во всех регионах Казахстана. Нам поступило предложение из Кыргызстана, они о нас услышали. Они хотят на благотворительной основе развивать проект в своей стране.
Сейчас мы работаем пока только с государственными больницами, но планируем выйти на частные клиники. Мы были единственным проектом, который начинался с нуля. У нас долгое время шло создание, а сегодня мы уже развиваем наш проект. Я хотел бы сказать людям, чтобы они регистрировались на нашем сайте donor24.kz и становились донорами крови».
Эксперименты с дизайнерами
Один из самых необычных казахстанских магазинов Experementarium поставил своей главной задачей поддержку казахстанских производителей. Сейчас в магазине можно найти более семидесяти отечественных брендов и дизайнеров. Асель Джабасова рассказала о том, какие перспективы открылись перед проектом и в каком направлении он будет развиваться:
«Изначально мы подавали на грант, чтобы иметь возможность поставить свое производство. Реальность внесла свои коррективы и мы направили этот ресурс на развитие коллабораций с дизайнерами. Это в том числе и задача 2016 года – производить коллекции для основного магазина и онлайн-магазина, вкладываясь в их производство, поддерживая таким образом дизайнеров в кризисное время. Первые коллаборации, в которые мы вложились, – одна со Stil и вторая с Khan Kuchum, на очереди Knocknock studio и NB.
Мы чуть глубже ушли, с одной стороны, в fashion, с другой – в интерьерное направление. Увеличился список брендов, стало больше лояльных покупателей. Мы получили возможность вкладываться в производство уникальных коллекций для магазина, созданных совместно с дизайнерами.
В декабре у нас две большие новости – мы переезжаем на другое, более перспективное место в том же ТРЦ. Перезапускаем сайт и запускаем вместе с ним онлайн-магазин.
Планы в перспективе – создать объединение мастерских и сосредоточить ретейл и производство в одном месте. В кризис легче выживать вместе. Также планируем развитие на другие города. Сейчас мы ищем инвесторов для расширения, например, в Астане.
Напомним, что новый этап конкурс «Построй свой бизнес» стартовал 17 ноября текущего года. Организаторы будут принимать заявки на получение безвозмездных грантов в размере до $100 000, представляемых на развитие бизнеса в срок до 31 января 2016 года. О том, как принять участие в конкурсе, можно узнать на сайте www.ent.saby.kz».