Слияние компаний «КазТрансГаз» и «КазТрансОйл» может помешать развитию инвестиционного климата страны. Об этом сегодня в кулуарах девятнадцатого заседания Совета Ассоциации KAZENERGY сообщил заместитель генерального директора по корпоративному развитию Акбар Тукаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Оптимизация не всегда может быть выгодна и полезна, считают эксперты. «Нефть и газ – разные категории, и этот факт необходимо учитывать», – добавил Акбар Тукаев. По его словам, у нефтяных компаний – крупных налогоплательщиков страны – могут возникнуть сложности при заключении контрактов.
«…выясняется, что теперь тут надо переписывать новые соглашения. Надо соответствующим образом тогда проверять регламенты, проверять другие аспекты. Мы здесь тем самым вольно и невольно создадим препоны для развития инвестиционного климата», – поделился своим видением ситуации Акбар Тукаев.
Также он отметил, что казахстанский рынок газа еще не настолько хорошо развит, как рынок нефти.
«Механизм по газу до сих пор несовершенен. Есть факты того, что, например (компании, занимающиеся импортно-экспортными операциями. - Ред.), закупают по внутренней цене, говорят, что будут поставлять в такой-то аул, в такое-то село. А на самом деле поставляют на экспорт и получают достаточно хорошую прибыль. Это хороший показатель того, что газовый рынок нужно совершенствовать. Если по нефти у нас более-менее стабильное состояние имеется по развитию на тех принципах, на которых работают и другие страны, то по газу у нас все-таки должно быть отдельное развитие и должны быть свои подходы», – пояснил Акбар Тукаев.
Также он добавил, что около 40 млрд кубов газа в год Казахстан добывает на протяжении почти 10 лет, из которых половина идет на обратную закачку газа, поддержку пластового давления и внутренние нужды нефтедобывающих компаний. Товарный газ, который потом идет на распределение, составляет 20 млрд кубов, из них 10 млрд кубов идет на внутреннее потребление и около 10 млрд кубов – на экспорт.
«…из 80 млн тонн нефти, которые мы добываем, порядка 60 млн тонн на экспорт поставляем. Где- то около 10-15 млн - на внутренний рынок. А по газу (излишки. – Ред.) идут на обеспечение технологических процессов нефтедобычи», – уточнил он.