Вероятно, самой обсуждаемой темой прошедшей недели стало казахстанское содержание. Выступая на заседании регионального совета Палаты предпринимателей Атырауской области, председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев заметил, что в этой сфере грядут большие перемены. Об этом пишет Аtameken.info.
Глава Нацпалаты указал, что грядущий старт проекта расширения мощностей «Тенгизшевройл», модернизация Атырауского НПЗ и запуск Кашагана задействуют большое число казахстанских предприятий машиностроения и нефтесервиса. По его мнению, отечественным производителям «надо вплотную работать с недропользователями».
Позитивных перемен стоит ожидать также в сфере закупок квазигосударственного сектора. Работать с отечественными производителями будут как на основании долгосрочных контрактов (для модернизирующихся предприятий), так и на базе формируемого реестра добросовестных поставщиков товаров и услуг – своего рода картотеки для национальных компаний во время проведения закупок. А создаваемый Центр мониторинга цен станет для нацкомпаний своеобразным компасом в бушующем море ценовых предложений.
Однако нынешняя ситуация весьма далека от оптимизма, поскольку ни квазигоссектор, ни компании-недропользователи не проявляют активного интереса к казахстанским товарам, работам и услугам. Данные за 2014 год свидетельствуют, что доля импорта в их закупках не просто превалирует, существует тенденция к росту. Например, объем буровых работ, выполненных зарубежными компаниями, в прошлом году превысил 400 млрд тенге, в то время как два года назад на их долю приходилось чуть больше 350 млрд.
Выросли также закупки услуг транспортировки нефти: в 2014 году они оценивались в 247,8 млрд, тогда как в 2012 году не превышали 46,9 млрд тенге. Увеличился и объем импорта в закупе электрооборудования, строительных материалов, кабельной продукции. Импорт лидирует в сфере рекрутинга персонала (305 млрд в 2014 году против 73,7 млрд тенге в 2012-м), в техобслуживании и ремонте (82,9 млрд против 43 млрд тенге), в геологии и геофизике (163 млрд против 78 млрд в 2012 году), в техобслуживании и ремонте (с 43 млрд в 2012-м до 82 млрд тенге в 2014 году).
Закупаем все: электроды – в Словении, электродвигатели, генераторы и компрессоры – в Японии, трубы – в Китае, Индии, Южной Африке и Украине, ГСМ – в России, арматуру – в Южной Африке и Финляндии, так называемые «прочие товары» – в США, Канаде, Франции, Великобритании.
Эксперты утверждают, что всему виной засилье западных инжиниринговых компаний на казахстанском рынке. Практически все крупные проекты на территории Казахстана, начиная с этапа аналитических исследований, предпроектных работ, ТЭО и рабочего проектирования, и заканчивая технологическим сопровождением и приемкой, обслуживаются зарубежными компаниями. Иностранные консультанты из-за незнания специфики производства, стандартов и технических условий в Казахстане изначально закладывают зарубежную составляющую. В этих условиях достаточно сложно переориентировать закупки в рамках уже сверстанных проектов на отечественных производителей.
К числу объективных причин эксперты относят высокую степень износа средств производства казахстанских промышленных предприятий, их низкие инновационность и инвестиционную привлекательность. Однако все ли объясняется «объективными» причинами и только ли они побуждают недропользователей отдавать предпочтение зарубежным товарам, услугам и специалистам?
Понять, что на самом деле происходит в сфере казахстанского содержания, можно на следующем примере. В июле этого года в комитете нефтегазовой промышленности НПП РК «Атамекен» обсуждали проблемы отечественных нефтесервисных компаний с участием представителей Союза сервисных компаний Казахстана, ассоциации KAZENERGY, АО «CNPC-Актомунайгаз», ТОО «КННК Интернационал в Казахстане» и АФ «ПетроКазахстан Инл.».
Представители компаний - членов Союза сервисных компаний Казахстана откровенно высказали свои претензии китайским инвесторам. Они жаловались на отсутствие информационной прозрачности в закупках – компании, как правило, не публикуют объявления о крупных объемах закупок в местных СМИ. Кроме того, доступ к закупкам осложнен запутанной внутренней процедурой прохождения аккредитации, которая совершенно не гарантирует местным компаниям участие в планируемых тендерах. Конкурсная документация вообще предоставляется на китайском языке, что нивелирует процесс подготовки местных компаний к тендерам.
Руководители отечественных нефтесервисных компаний указывали на факты откровенного демпинга со стороны приглашаемых китайскими инвесторами подрядчиков из КНР, что автоматически исключает отечественные компании из числа участников тендеров. Большая часть местных компаний в силу этого не выдерживает конкуренции с зарубежными поставщиками, и они вынуждены выезжать в другие регионы или оптимизировать затраты, сокращая штат работников.
Представители АО «CNPC-Актобемунайгаз» все претензии в свой адрес отвергали, виня во всем необязательность казахстанских производителей. «Разрулить» ситуацию удалось в ходе выездного совещания в Актюбинскую область, где после долгих переговоров достигли некоторых соглашений о расширении сферы участия казахстанских нефтегазовых компаний.
Не менее сложно шли переговоры об участии казахстанских строительных компаний в проектах ЭКСПО-2017. Серия переговоров представителей отраслевых ассоциаций во главе с зампредправления НПП Юлией Якупбаевой с руководством компании помогла прийти к общему знаменателю. Но к этому моменту в ЭКСПО-2017 заявили о сокращении бюджета…
Очевидно, что попытки ограничить доступ отечественных предприятий к вожделенному «пирогу» закупок со стороны квазигоссектора и недропользователей были и будут. Понятно, что эта сфера нуждается в жестком контроле со стороны государства, тем более что в условиях нашего присоединения к ВТО сужается набор инструментов господдержки. Странно лишь то, что уполномоченные государством органы проявляют крайнюю пассивность в решении проблем отечественных производителей. Бесконечные круглые столы, выставки, ярмарки – вот и все, что они могут предложить.