С 20 августа авторынок страны замер в ожидании. В этот же день на сайтах официальных дилеров и производителей вообще исчезли прайсы, а некоторые и вовсе отключили свои сайты. Вслед за этим на падение тенге отреагировал и вторичный рынок. Мониторинг основных сайтов продаж автомобилей по стоимости показал: большая часть продавцов не пересчитывала стоимость в сторону уменьшения, даже невзирая на то что она традиционно выставляется в долларах. Но вряд ли потребитель сейчас готов приобретать товар по таким ценам. Тем более учитывая, что падение покупательской способности заставляет население корректировать свои затраты и пересматривать бюджет.
«Автомобиль не является товаром первой необходимости, поэтому многие решили отложить столь затратную покупку. Ведь большая часть населения хранила свои сбережения, копила деньги на крупные покупки преимущественно в тенге. И теперь после обвала нашей валюты население обеднело почти на 30% сразу. Вследствие этого резко снизилась покупательская способность. И говорить сейчас о серьезных тратах не приходится», – говорит председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.
Отечественный автопром хоть и переживает не лучшие времена, но без поддержки государства не остался. Была запущена программа льготного автокредитования, на которую из Национального фонда через Банк развития Казахстана в апреле 2015 года было выделено 20 млрд тенге. Но на этом государственная поддержка не прекратилась. Глава государства Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с экспортерами страны, казахстанскими производителями, представителями крупного, малого и среднего бизнеса 20 августа 2015 года в Акорде поручил выделить дополнительно 10 млрд тенге на программу льготного автокредитования.
Следует отметить, что, по данным Банка развития Казахстана, по состоянию на 27 августа 2015 года согласовано 3769 заявок на сумму 11,770 млрд тенге.
На пресс-конференции в СЦК 20 августа 2015 года первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев заявил: «На сегодня по этой программе – кредитование легковых авто – средства практически завершаются. И мы еще раз решили поддержать – дополнительно выделяем 10 млрд тенге на автокредитование. Тем самым по итогам года из всего выпущенного количества автомобилей в стране 40% будет поддержано именно благодаря данной программе».
В свою очередь Карим Масимов, премьер-министр РК, сказал, что правительство будет оперативно оказывать предприятиям поддержку. Но подчеркнул, что в долгосрочной перспективе в нашей экономической политике предприятия должны работать над своей конкурентоспособностью сами, потому что поддерживать все за счет бюджета невозможно.
Сразу после падения нашей валюты продажи автомобилей некоторыми дилерами были приостановлены вообще. А прайсы с новыми ценами появились спустя 2-3 дня. Причем подорожание коснулось всех новых авто, и его размер составил 5-30%.
Крупнейший производитель авто в Казахстане - ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан» - повысил цены на новые автомобили Chevrolet, Kia и Skoda 2015 года, выпускаемые в Усть-Каменогорске, более чем на 30%. Повышение не коснулось авто предыдущих годов выпуска, которые имеются на складе.
Компания «Астана Моторс» установила свой внутренний курс – 200 тенге за доллар для автомобилей Hyundai и Subaru. В «Автоцентре Бавария» – официальном импортере BMW и MINI в РК – проинформировали, что цены будут зависеть от официального курса евро к тенге на день покупки.
В ToyotaCenterAlmaty цены были зафиксированы в долларах еще до падения тенге и, соответственно, не изменились, а в тенге была произведена корректировка по курсу. Причем цены не изменялись на имеющиеся авто.
На автомобили марки Volkswagen 2015 года выпуска цены выросли на 5-10%.
Компания ТОО «Allur Auto Almaty» сохранила прежние цены в своих салонах на легковые автомобили Peugeot и SsangYong. Автомобили марки Mitsubishi также пока не меняли цены. Однако, по словам представителя компании, корректировка цен запланирована на сентябрь.
На фоне этого, выступая на брифинге 26 августа 2015 года в СЦК, Андрей Лаврентьев, глава Ассоциации казахстанского автобизнеса, заявил, что цены на новые автомобили, производимые в Казахстане, не вырастут из-за отсутствия зависимости производств от изменения курса тенге.
«Нашей ассоциацией непрерывно ведется мониторинг цен у официальных дилеров. На текущий момент значительных изменений стоимости новых автомобилей не наблюдается», – говорит Лаврентьев.
Также глава АКАБ опроверг информацию о том, что дилерами были приостановлены продажи.
«То, что такие компании, как «Астана моторс», Allurgroup, остановили продажи, эта информация не соответствует действительности, везде продажи идут. У нас существует государственная программа, по которой нам было выделено через банки второго уровня для развития 15 млрд тенге. По всем госпрограммам эти деньги идут, стоимость этих автомобилей не пересмотрена, она остается такой же, как и была», – отметил он.
При этом незначительное повышение цен на 5-6% Андрей Лаврентьев связал с отменой сезонных летних скидок.
В то же время, согласно отчету аналитиков АКАБ, за период январь-июль 2015 года продано 61 803 автомобиля. Это на 33% меньше аналогичных показателей прошлого года. В денежном эквиваленте рынок продаж новых автомобилей за указанный период составил $1340 млн, что почти на 36% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На долю отечественных производителей приходится $249,1 млн против $455,9 млн. На долю импортеров пришлось $1084,5 млн против $1627,5 млн в 2014 году.
«Спрос на новые автомобили уже упал более чем на 30% и, по моим прогнозам, до конца года еще будет падать. Что касается вторичного рынка авто, он и до ослабления тенге особо не двигался, а теперь тем более предпосылок для его оживления нет», – заключил Эдоков.