Вопрос конкурентоспособности казахстанского бизнеса, пожалуй, самый острый и главный на сегодня. При этом хочется отметить, что никто не забывал слова президента о том, что после вхождения в ЕАЭС и ВТО конкуренция обострится донельзя. Что отечественному бизнесу придется выживать в рамках открытых границ и низких таможенных пошлин. Правда никто не рассчитывал, что глобальная интеграция совпадет с «идеальным штормом», в котором сплелось и падение цен на ресурсы, и российский кризис, и собственная близорукость, закрывшая доступ к внешнему фондированию и многое, многое другое. Очевидно, что стране нужны реформы нового порядка, иначе из этого бедствия выбраться будет сложно и «фонд будущих поколений» превратится в «фонд оплаты по старым долгам». Тем временем не замечать простой факт, что конкурентоспособность отечественного бизнеса искусственно занижена за счет политики удержания курса, уже невозможно. Каждый день появляются все новые и новые истории и, к сожалению, это не истории успеха, а истории провалов. Вот новые.
История директор филиала компании «Казцентрэлектропровод» Алмаза Кульмагамбетова: «Сегодня компания только и делает, что считает убытки. Российская продукция намного дешевле по цене и конкурировать с таким предложением невозможно. Долго надеялись на инфляцию в России, которая бы погасила получившийся в результате девальвации рубля разрыв, но, как видно из отчетов, она не случилась. В конечном итоге сокращение производства кабельной продукции и металлоизделий составило в совокупности 50%. Отдельные цеха и вовсе простаивают. Готовимся к сокращению штата сотрудников. При дальнейшем сохранении текущей ситуации, не говоря об ухудшении, мы вынуждены будем приостановить производство. То есть около 200 человек останутся без работы. В 2014 году мы практически выполнили план завода по производству и планировали перевыполнить в 2015 году. Но в конце 2015 года предприятие не выйдет даже на половину предполагаемых объемов. В предыдущие годы был небольшой экспорт в Россию (примерно 5% от общего производства). В этом году поставки в Россию практически прекращены. Когда в 2008 году была тяжелая экономическая ситуация у завода, государство помогло открытием "Дорожной карты", которая обеспечила заключение контрактов с АО "Казахтелеком" и АО "НК "КТЖ". В данный момент мы не рассчитываем на дотации, но четко понимаем, что сохранить производство можно только при наличии заказов, которые резко сократились в связи с урезанием инвестиционных и текущих бюджетов в нацкомпаниях. Мы понимаем, что сами нацкомпании тоже терпят убытки в связи с общими трудностями, основным из которых является падение спроса на их продукцию за пределами РК. Поэтому считаем необходимым скорейшее усиление поддержки со стороны государства отечественного производства, как на рынке Казахстана, так и за его пределами, если уж другие меры применить невозможно».
Роман Перевала, первый руководитель СapitalProjectsltd, рассказывает: «Наша компания реализует инвестиционный проект создание бройлерной птицефабрики мощностью до 20 тысяч тонн мяса в год в селе Акмол Целиноградского района. Компания имеет свою собственную производственную площадку, используется современное европейское оборудование. Используемая технология позволяет выращивать стадо ремонтного молодняка, содержать родительское стадо, бройлерную площадку, для забоя птицы введен убойный цех с мощностью до 6000 голов в час, работает колбасный цех. Также имеется собственный комбикормовый завод. В октябре 2014 года начат выпуск мясных полуфабрикатов под брендом «Курочка Ряба». Это готовая продукция, ассортимент которой представлен 67 видами мясопродукции, включая колбасные изделия и копчености. Продукция ориентирована на рынок Казахстана и на торговые площадки России, Беларуси, Украины и других стран. Главной отличительной особенностью технологии является применение воздушно-капельного охлаждения в процессе убоя птицы взамен метода водяного охлаждения, что позволяет на выходе получать продукцию более высокого качества и избегать «замачивания» продукции. Сегодня предприятие находится в кризисном состоянии. Во многом это стечение обстоятельств, старт по независящим от нас причинам немного затянулся и не получился полностью удачным, но никто не планировал, что на проект повлияет внешний фактор, такой как российский кризис, тем более, что казалось, что весной 2014 года все негативные факторы были отыграны девальвацией. В самый разгар кризиса, в начале ноября 2014 года, у компании случился сбой с финансированием, был исчерпан лимит от «ЦеснаБанка» на пополнение оборотных средств, срок доступности кредитной линии не был продлен. Как нам кажется, банк не стал рисковать на фоне низких продаж мяса из-за высокой конкуренции со стороны России и Украины. Сейчас продаем ниже себестоимости, чтобы рынок не потерять. Приостановили набор сотрудников. Имеется большой объём непогашенной кредиторской задолженности. Тем временем в розничной торговле наблюдается сильный спад. Надеемся, что в этих трудных условиях нам удастся выжить, но чувствуем, что без поддержки правительства это невозможно».