Рынок noname-гостиниц сжимается

Рост за «звездными» и резорт-отелями

Share
Share
Share
Tweet
Share

В случае если политика по поддержке и развитию туризма будет правильной, этот сектор будет расти. Однако для этого требуется провести еще множество мер. Между тем гостиничный бизнес оживает после кризиса 2008 года и привлекает все больший интерес со стороны инвесторов.

Для развития туризма в Казахстане нужно предпринимать еще очень много разных мер, поделился своим мнением Ерлан Оспанов, генеральный директор инвестиционной группы «Верный Капитал», в ходе выездного заседания Инвестиционного медиаклуба, прошедшего в Rixos Borovoe. К тому же в периоды снижения деловой активности отели страдают в первую очередь. «Если не будет предпринято никаких мер по стимулированию туризма, то гостиничный бизнес тоже расти не будет, соответственно, не будет никаких мотиваций строить новые отели», – отметил глава «Верного Капитала».

Основными трендами развития рынка гостиничной недвижимости в Казахстане к EXPO-2017 он назвал рост делового туризма в Астане, Алматы и нефтедобывающих регионах. Проведение выставки обеспечит рост 5-, 4-, 3-звездочных и сжатие сегмента noname-гостиниц, а также значительно повысит конкуренцию и усилит давление на стоимость номеров.

В то же время глава инвесткомпании «Верный Капитал» рассказал о препятствиях в развитии гостиничной недвижимости страны. По его словам, на рынке наблюдается низкая загрузка номерного фонда, нехватка квалифицированных кадров, высокий уровень цен в гостиницах по сравнению с мировым, неразвитость туристической инфраструктуры, высокая стоимость земли и объектов недвижимости в наиболее посещаемых городах страны – Астане, Алматы, Актау, Атырау.

На сегодняшний день рынок гостиниц и резорт-отелей в Казахстане находится в стадии роста и восстановления после падения 2008 года. По его данным, среднегодовой рост этого сегмента составляет порядка 3-4% в год, а средняя загрузка номерного фонда – около 25%. Самая высокая заполняемость по Казахстану, по данным инвесткомпании, в Атырауской области –60%. Самая низкая – в Карагандинской и Павлодарской областях – около 15% .

По данным Агентства по статистике, в Казахстане преобладают бизнес-размещения внутри страны – 70% и внешний туризм – 30%. Кроме того, большинство отелей не отмечены категориями – 78%. 6% приходится на 4-звездочные отели, 2% – на 5-звездочные. 20%, по данным «Верного «Капитала», – это брендированные отели, из них 6 международных с общим фондом около 1,5 тыс. номеров. Кроме того, строятся брендированные гостиницы среднего ценового сегмента: ParkInn, Novotel и Ramada.

На фоне снижения гостиничного бизнеса в Алматы в столице, наоборот, наблюдается рост. В Астане на сегодняшний день 136 отелей (включая бескатегорийные) с фондом более 5 тыс. номеров.

«Мы видим рост спроса на гостиничные номера в связи с переносом офисов компаний и нехваткой отелей международных операторов. Средняя заполняемость в 2014 году – около 45%, есть рост 2-3% в год. К 2018 году в Астане будет построено 4 гостиницы класса люкс, включая проект RitzCarltonAstanaв комплексе TalanTowers», – отметил Ерлан Оспанов.

Оценивая развитие резорт-отелей, глава инвесткомпании отметил, что это свободная ниша в Казахстане. Эти отели представляют сравнительно новую тенденцию в гостиничном бизнесе. Их главное отличие – закрытый гостиничный комплекс, включающий широкий ассортимент спортивных заведений: теннисные корты, бассейны, фитнес-центры. Сегодня на рынке Казахстана, по словам Ерлана Оспанова, единственный отель этого сегмента – Rixos Borovoe. Проект реализован благодаря группе компаний «Верный Капитал» на  Щучинско-Бурабайской  курортной  зоне.

Кроме того, в ходе инвестиционного клуба глава компании «Верный Капитал» рассказал об инвестировании в гостиничные комплексы. По его словам, это долгий по окупаемости актив, но с высокой стоимостью в результате. Период окупаемости инвестиций может составлять от 8 до 15 лет, хотя еще до кризиса 2008 года этот срок составлял от 5 до 8 лет.

«Компания «Верный Капитал» пока не видит прибыли от проекта RixosBorovoe, продолжает выплачивать кредиты, полученные от Банка развития Казахстана, и проводит доинвестирование», – отметил Ерлан Оспанов. Компания вложила более $100 млн и считает, что срок окупаемости составит от 10 до 15 лет с умеренными операционными потоками. За 2 года отель посетили  почти 70 000 человек, в 2014 году количество гостей увеличилось на 30% по сравнению с предыдущим 2013 годом.

В целом, оценивая доходность гостиничного бизнеса, он отметил, что имеется несколько ключевых показателей. Среди них заполняемость номеров и их стоимость. В то же время отели могут получать дополнительный доход на дополнительных услугах.

Так, инвестору могут быть интересны вложения в гостиничную недвижимость, поскольку это защита от инфляции, диверсификация инвестиций, стабильная доходность, инвестиции в реальные активы.

В портфеле институциональных инвесторов и управляющих компаний, по его словам, на недвижимость приходится в среднем до 20%. «Все проекты гостиничной недвижимости инвестиционная группа «Верный Капитал» возводит с нуля», – отметил Ерлан Оспанов. В то же время он пояснил, что порог вхождения в подобные проекты довольно высокий – от $10 млн.

Подводя итоги, глава инвесткомпании подчеркнул, что рынок должен развиваться и в пример он привел развитие туристической отрасли на озеро Боровое. «Здесь должен быть не один отель, а множество. Это должна быть целая туристическая зона. Правительство создает условия, на территории СЭЗ строится гольф-клуб со своим отелем, на других озерах Борового строятся другие отели», – подытожил Ерлан Оспанов. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: