Сегодня роль почтовой логистики для электронной коммерции заключается в создании системы, которая позволит доставлять посылки с заказом в оговоренные сроки с клиентом, получать информацию о ходе доставки заказа через систему трекингов, производить своевременный возврат товаров, обеспечить сохранность вложения и осуществлять доставку по приемлемым тарифам.
Рынок дистанционных продаж в Казахстане развивается агрессивными темпами, поэтому важно сообща находить корректные пути его роста. Для решения этого, а также других вопросов, связанных с взаимодействием е-коммерции и почтовой логистики, уже шестой год созывается международная конференция «Торговая миссия в Казахстане». «Данное мероприятие является отличной площадкой не только для обсуждения текущего состояния рынка, но и для решения вопросов по взаимовыгодному сотрудничеству и поиска новых решений по интеграции в международные процессы рынка e-commerce», – сказал Багдат Мусин, председатель правления АО «Казпочта», на открытии конференции.
Преимущества партнерства рынка электронной коммерции с национальным почтовым оператором, по мнению Ермека Баймуханова, директора филиала EMS Kazpost, заключаются в том, что Казпочта представлена в более чем 130 странах, имеет международное авиасообщение, магистральное сообщение, 3300 почтовых отделений по всему Казахстану, свой парк автотранспорта. Также компания двигается в сторону развития хабов на внешних каналах. Для этого ведутся переговоры с почтовыми союзами Вьетнама, Катара, России, Китая, ОАЭ, Турции о возможном создании более дешевого канала доставки.
«Если говорить о входящих международных почтовых отправлениях в РК и о транзите, то прирост их объема увеличился на 14% за 2014 год, составив 6 млн 656 тыс. штук. В то же время транзит почтовых отправлений из КНР по маршруту Хоргос – Оренбург увеличился на 70%, то есть в 8 раз в сравнении с 2013 годом и составил 1 млн 989 тыс. кг. Тенденции трансграничной торговли в Казахстане таковы, что в разрезе стран увеличение демонстрируют Китай (+137%), Швейцария (+88%), Швеция (+57%), Сингапур (+22%) и Германия (+16%). Но в части стран СНГ идет снижение объемов», – комментирует Айнур Ахметов, директор департамента логистики АО «Казпочта».
Что касается внутренней логистики, то в 2014 году по магистральным линиям было задействовано 15 железнодорожных маршрутов, 66 авиамаршрутов и 8 автомобильных. Объем перевезенных грузов в 2014 году вырос по сравнению с 2013 годом на 3% и составил более 37 тыс. тонн. Тем не менее доля перевозок ж/д транспортом сократилась с 94% до 85%. Ожидается, что она будет еще сокращаться.
По словам Ахметова, существует несколько проектов, направленных на улучшение логистики. Первый проект – это внедрение системы мониторинга автотранспортных средств, оснащение 898 единиц транспорта GPS-трекерами, позволяющими отслеживать движение машины по заданному маршруту. Второй проект – перевод транспортных средств на газ. Реализация его началась в ноябре прошлого года. В настоящее время 320 единиц автотранспорта уже переоборудовано, установлено газобаллонное оборудование. С 1 марта начнется их ввод в эксплуатацию. Два первых проекта направлены на оптимизацию затрат. Третий проект – внедрение автоматизированной линии для сортировки посылок. Сортировочная машина приобретена и устанавливается в информационно-логистическом центре Алматы и в ближайшее время будет запущена. При этом ожидаемые результаты – повышение скорости обработки посылок на 30%.
Кроме того, начат проект по установке видеокамер в почтовых вагонах. То есть видеокамеры позволят обеспечить сохранность посылок и планировать правильную загрузку вагонов. И еще один проект – создание собственной сети постаматов. К концу 2015 года планируется установить 100 постаматов более чем в 20 городах Казахстана. Таким образом, все вышеперечисленные проекты направлены на качество, скорость и оптимизацию расходов.
Что касается трансграничной электронной торговли и логистики, то для того чтобы проследить тенденции, существующие в этой сфере, нужно рассматривать ее не только в отношении Казахстана и России, но и всего мира. Согласно глобальным покупательским предпочтениям, европейцам нравится покупать товары в Германии, Великобритании и США. Тогда как жители Америки, Тихоокеанского региона и развивающихся стран заказывают онлайн в США и Китае. Таким образом, в тройку наиболее популярных стран для трансграничной торговли входят США, КНР и Великобритания.
Татьяна Любимова, генеральный директор «DHL Россия», говорит, что платежная система PayPal прогнозирует рост выручки от трансграничной торговли в 2018 году до 230 млрд евро среди крупных игроков. Причем больше половины в этом составит Китай. Если на данный момент позиции США очень сильны в вопросе трансграничной торговли, то Китай уверенно набирает темпы. Соответственно, ожидается, что к 2018 году доля от общей выручки трансграничной электронной коммерции КНР будет преобладать, составив свыше 50%. А Штаты займут второе место по выручке.
«Трансграничная торговля и глобализации тесно связаны друг с другом. Мировой рынок торговли – результат этого взаимодействия во многом. Если говорить о глобализации – это укрепление как экономических, так и социально-культурных связей между разными странами и компаниями. У нас больше выбора, возможности сравнивать. Роль логистики в том, что она обеспечивает связь между всеми звеньями цепочки. От ее эффективности зависит во многом финансовая эффективность участников процесса, которая в итоге служит основным ориентиром и показателем успешности бизнеса», – считает Татьяна Любимова.
Логистика в контексте трансграничной торговли рассматривается как ключевой фактор развития глобализации. Высокопроизводительная логистическая среда стимулирует способность стран к конкуренции.
Если посмотреть на уровень проникновения дистанционной торговли за последние 12 месяцев, среднее количество заказов в России существенно выросло в рамках трансграничной торговли и составило 6,8 заказа на человека в год. Данный показатель говорит о том, что трансграничная торговля, безусловно, востребована в РФ. Это не только потенциал доставки по России, но и внутри Таможенного союза, в первую очередь Казахстана. Таким образом, Россия и Казахстан суммарно занимают более значительный объем рынка по сравнению с основными европейскими странами.
Получается интересная ситуация. Казахстанцам совершать покупки в России дешево и выгодно. Но проблема в том, что из РФ нет нормального почтового экспорта, очень много ограничений. Наряду с этим существует легкий импорт из того же Китая. Сейчас, по словам экспертов, ведется работа по снятию барьеров, чтобы сделать легкий экспорт из России. И тогда большие объемы будут идти свободно в Казахстан.
«Когда мы говорим о логистике, о ее стоимости, понятно, что это большая часть затрат, но здесь очень важно соблюдать баланс между эффективностью логистики и затратами. Потому что не цена является превалирующим аспектом, а то, какое качество конечной услуги за эту цену приобретается и насколько это укладывается в рамки операционной бизнес-модели того или иного интернет-магазина. Если это обеспечивает рентабельность собственного бизнеса интернет-магазина и позволяет на этом хорошо зарабатывать, сохраняя лояльность, перспективу к росту продаж, – это то основное, к чему стремятся и ради чего должны работать все почтово-логистические компании», – заключила Татьяна Любимова.