Нацбанк Беларуси сообщил о мерах по «сокращению использования иностранной валюты в расчетах на территории Республики Беларусь и повышению доверия населения к национальной валюте».
Ради изложенных целей с 1 марта финансовый регулятор прекращает выдачу разрешений субъектам валютных операций на использование в расчетах с физическими лицами иностранной валюты на территории Республики Беларусь в следующих случаях: при осуществлении розничной торговли и (или) оказании услуг на республиканских автомобильных дорогах с нумерацией «М», «М/Е» и в пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь; при осуществлении страховой деятельности; при осуществлении туристической деятельности; при реализации автомобильного бензина всех марок, дизельного топлива и сжиженного газа. Запрет не распространяется на использование инвалюты в расчетах с физическими лицами при осуществлении розничной торговли в магазинах беспошлинной торговли – дьюти-фри.
За границу – за рубли
У человека непосвященного отмена этих разрешений может вызвать недоумение: а что, до сих пор в Беларуси можно было платить на заправке долларами? Именно так. Возможность населению использовать инвалюту при расчете за бензин, турпутевки и страховые полисы, а иностранцам также при расчете за гостиничные номера, туристические, образовательные и медицинские услуги Нацбанк предоставил весной 2011 года, во время предыдущей девальвации. Намерения были благие: привлечь в экономику больше валюты. Тогда эксперты критиковали данное решение, заявляя, что Нацбанк таким образом признал белорусский рубль неполноценной валютой.
Теперь же, когда ситуация внешне схожа с финансовым кризисом четырехлетней давности, финансовый регулятор идет на прямо противоположные шаги, сокращая сферу применения иностранной валюты на территории страны. Правда, с тех пор главы Нацбанка РБ менялись дважды, так что нынешний руководитель центробанка Павел Каллаур едва ли может отвечать за политику своих предшественников. Как отмечают в Нацбанке, там и в дальнейшем продолжат работу по сокращению количества разрешенных случаев расчетов в иностранной валюте на территории РБ.
Претенденты на вылет из валютного сектора – это, по-видимому, медицинские и образовательные услуги, а также покупка авиабилетов, которые до сих пор можно оплачивать напрямую валютой. Более того, цены на билеты национального авиаперевозчика «Белавиа» изначально устанавливаются в евро, а если покупатель предпочитает платить в белорусских рублях, то цена пересчитывается по курсу Нацбанка. И это вызывает справедливые нарекания клиентов и бизнеса: если в других сферах бизнес вынужден подчиняться общим правилам и страдать от девальвации наравне со всеми, то почему для отдельных компаний сделаны исключения? В евро на данный момент устанавливаются и тарифы медицинских страховок на время зарубежных поездок.
Туристический бизнес на аннулирование валютных лицензий отреагировал резко отрицательно. В публичных отзывах руководители турфирм подчеркивают, что решение Нацбанка едва ли повысит доверие населения к белорусскому рублю, но точно усложнит работу турбизнеса. Дескать, народ все равно будет копить на отпуск в долларах или евро, а перед покупкой путевки просто отнесет их в обменник. Потом же турфирма вынуждена будет покупать эту же валюту на бирже, чтобы рассчитаться с отелями и перевозчиками. Из-за необходимости уплачивать банковские комиссии при валютообменных операциях путевки только подорожают, предупреждают туристические операторы и агенты.
Нефть дешевле – бензин дороже
Что касается запрета на валютные расчеты за ГСМ, тут история вообще любопытная. Дело в том, что незадолго до активной фазы финансового кризиса, в сентябре 2014 года, белорусские власти официально привязали розничные цены на горючее к курсу доллара, мотивировав это необходимостью обеспечивать «минимальную эффективность работы нефтеперерабатывающих заводов Республики Беларусь и возможность для их дальнейшей модернизации».
Индикативной маркой топлива был определен бензин АИ-92-К5-Евро, цену за литр которого приравняли к $1 в пересчете на белорусские рубли. С тех пор ГСМ в Беларуси несколько раз дорожали, подтягиваясь к курсу доллара и демонстрируя парадоксальную тенденцию: локальный рост цен на конечный продукт на фоне снижения цен на сырье во всем мире. Запрет платить на заправке долларами и евро как мера по повышению доверия населения к белорусскому рублю в этом контексте выглядит достаточно лицемерно.
По последним данным, в правительстве тоже озабочены таким противоречием и как раз в эти дни обсуждают предложение «отвязать» цену на бензин от доллара. Однако эксперты не питают иллюзий на сей счет. По их мнению, у лоббистов связки «бензин – доллар» – государственного холдинга «Белнефтехим» и отечественных НПЗ – хватает весомых доводов, главный из которых – необходимость компенсировать потери нефтепереработки от налогового маневра России.
Из-за изменения налоговой политики в российской нефтяной отрасли с 1 января 2015 года цена российской нефти для Беларуси выросла, по данным источников, более чем на $107 за тонну. Если в декабре Беларусь покупала нефть по $165,9 за тонну, то уже в январе цена составила порядка $270 за тонну. К неблагоприятному сырьевому фактору добавилось падение экспортных цен на нефтепродукты. В результате рентабельность продаж белорусских НПЗ значительно снизилась.
В условиях долларизации экономики на макроуровне меры по ее дедолларизации на микроуровнях выглядят достаточно беспомощно. Яркий пример того – запрет на упоминание инвалюты, ради которого не пришлось даже издавать специальное постановление Нацбанка, хватило и документов министерства торговли. Речь о ценах в интернет-объявлениях о продаже недвижимости. После декабрьского предупреждения Минторга о недопустимости указывать цены товаров в у.е. торговая интернет-площадка kufar.by запестрила объявлениями вроде: «Продам 2-комнатную квартиру в Боровлянах. Цена – 1 232 855 600 белорусских рублей». Для непосвященных: это примерно $81,5 тыс.