В сегменте казахстанского бизнес-образования сегодня можно наблюдать разноплановую динамику. На рынке идет перераспределение активности. Все больше казахстанцев предпочитают получать дополнительное образование на родине, не прибегая к помощи иностранного продукта. Согласно исследованию компании Head Hunter, порядка 16% анкетируемых (всего было опрошено 3566 респондентов) получили бизнес-образование, из них лишь 2% имеют западный диплом. Кроме того, карьерные возможности интересуют соискателей гораздо больше, чем, к примеру, содержание программы или стоимость обучения.
Как утверждают спикеры, степень MBA крайне редко является обязательным критерием. Более того, западный диплом MBA, как привило, ценится выше, чем отечественный. Этому способствуют ряд факторов – от методологии преподавания до выбора преподавателя.
По словам директора консалтинговой компании Antal Kazakhstan Анны Ковинской, наличие бизнес-образования является не самым определяющим фактором при приеме на работу, так как прежде всего руководители все-таки обращают внимание на опыт и результативность самого кандидата.
Однако в целом, как заметил эксперт, бизнес-образование может оказать влияние при приеме на работу. Хотя большая часть работодателей все-таки смотрит на опыт и результаты, достигнутые на предыдущем месте работы. При этом бизнес-образование имеет значение при приеме на топовые позиции. То есть если это позиции глав представительств, реже начальников департаментов, тогда оно становится важным, но опять же не играет большую роль. Все зависит от должности и от того функционала, который возлагают на сотрудника. Если говорить про такие рынки, как IT, FMCG или ретейл, в этом случае важно, чтобы у топ-менеджеров было дополнительное бизнес-образование.
Анна Ковинская добавляет, что если кандидат с высшим образованием, а MBA у него идет как дополнительное, то это будет влиять на увеличение заработной платы, если он знает, как его применить и использует его на практик. В этом случае бизнес-образование создает добавочную стоимость кандидату и дает ему возможность увеличить доход в 20-30%.
С другой стороны, Нурия Хасанова, руководитель PR-департамента Almaty Management University (ALMA University), утверждает, что в случае MBA, а не mini-MBA или каких-либо других краткосрочных курсов, заполонивших рынок, бизнес-образование влияет на конечное решение при выборе кандидата на должность.
При этом, как она отметила, надо учитывать тот фактор, что среди работодателей также существует своеобразный рэнкинг, репутация университетов, и не каждый диплом МВА может сыграть ключевую роль при собеседовании. Кроме того, не в каждом университете по программе МВА дают качественные знания, соответствующие международным стандартам МВА, которые необходимы для формирования успешного управленца. «Известно, что степень МВА априори играет на повышение оклада на 20-50%, а некоторые компании при приеме на топ-позиции указывают наличие степени МВА как обязательный атрибут», – говорит Нурия Хасанова.
Переориентация ценностей
Сегодня на рынке можно наблюдать такую тенденцию, когда корпоративные клиенты переориентируются на онлайн-образование, предпочитая его в качестве основной замены традиционному MBA-обучению. Если брать во внимание общие детали спроса, то основными критериями при выборе бизнес-образования являются налаженность бизнес-школы с различными иностранными программами, а также получение международного диплома.
Контингент слушателей на МВА отличается от обычных студентов – это, как правило, менеджеры среднего и высшего звена, владельцы бизнеса, предприниматели. Так, средний возраст слушателей МВА в ALMA University – примерно 35 лет. Соответственно, и критерии при выборе школы у них не такие, как у студентов бакалавриата, например. «На одном из первых мест стоит наличие международных аккредитаций у бизнес-школы. Причем именно аккредитаций программ МВА», – рассказывает Нурия Хасанова.
По словам Айдара Султанбека, руководителя по маркетингу The Open Business School, немаловажное значение при выборе места обучения имеет престижность учебного заведения, соответственно, и диплома, выданного им. «Учреждение должно быть узнаваемым и желательно европейским», – подчеркнул он. Далее, по мнению Айдара Султанбека, следует обратить внимание на цену обучения, возможность обучаться удаленно, наличие у программы международных аккредитаций, ориентированность программы на практику, опыт тьюторов/преподавателей.
Другим фактором, который приветствуется при выборе учебного заведения, является наличие второго, или так называемого двудипломного образования. В связи с этим многие казахстанские университеты, предлагающие программы бизнес-образования, стремятся заключать договоры с иностранными вузами в целях привлечения большего количества новых студентов.
Критерий, на который сегодня также обращают внимание клиенты при выборе вуза, – возможность получения диплома, который будет признан не только в нашей стране, но и за рубежом. Эту задачу вузы, по информации Хасановой, решают, во-первых, как уже было сказано, за счет наличия престижных международных аккредитаций. Во-вторых, за счет наличия двудипломных программ МВА, осуществляемых совместно с престижными иностранными бизнес-вузами.
Сами мы не местные
Казахстанский рынок бизнес-образования делят между собой иностранные и отечественные игроки. У местных MBA-программ есть ряд преимуществ перед иностранными игроками, так как те, кто выбрал казахстанские программы, нацелены на специфику национального бизнеса. Зарубежное образование хотя и имеет ряд преимуществ перед местным, но оно не всегда применимо для казахстанского бизнеса. Согласно мнению спикеров, порядка 70-85% студентов MBA ориентированы на работу на отечественном рынке. Отметим, что такая тенденция наметилась относительно недавно, так как раньше бизнес-школы не могли в полной мере использовать все эти преимущества.
Особенностью отечественного бизнес-образования является разделение рынка на бизнес-школы и MBA при университетах. Первые предлагают получение иностранного обучения, не выезжая за пределы страны. Вторые в свою очередь нацелены на охват чисто местного рынка. Замкнутость в пределах одного учебного заведения делает подобного вида программу MBA узконаправленной. Так, традиционным бизнес-школам, обеспечивающим студентов дипломами MBA с навыками управленцев, достаточно трудно получить аккредитацию на местном рынке, а MBA в пределах университета часто предлагает лишь стандартизированный набор предметов той или иной университетской кафедры. Таким образом, выпускники MBA часто получают диплом без каких-либо навыков и инструментов управления, так ценящихся в бизнес-образовании.
«Вся проблема в том, что не все понимают, что означает Master of Business Administration. Для простоты понимания это магистратура по менеджменту (управлению), неважно, в какой сфере. Управленец должен одинаково хорошо руководить и управлять как больницей, так и заводом, и любой другой организацией. Точно так же, как есть магистратура по финансам, магистратура в юриспруденции, магистратура в области физики/математики/биологии и т. д., точно так же есть магистратура по управлению организации. Поэтому в одной из самых престижных бизнес-школ Европы The Open University Business School у программ нет разделений по профессиональной деятельности. Все изучают одни и те же концепции и методы управления. Все другие позиции и вакансии, которые не предполагают должность управленца, не требуют наличие MBA у соискателей», – говорит Айдар Султанбек.
Экономическая ситуация внутри страны непосредственно влияет на ведение бизнеса. Руководители не всегда могут быть уверены в своих планах на будущее и, как следствие, вкладываться в долгосрочное образование сотрудника.
«Существуют компании, отправляющие сотрудников на обучение, они чаще всего являются международными. В случае оплаты компанией обучения своего сотрудника между компанией и сотрудником заключается договор сроком на год или больше, все зависит от стоимости обучения. Сотрудник в свою очередь обязуется отработать в компании определенный срок или в случае ухода из компании он возвращает стоимость обучения», – говорит Ковинская.
Времена перестройки
Рынок MBA все больше стремится подстроиться под внешние изменяющиеся условия. Постепенно более слабые программы MBA уходят с рынка. Сейчас можно наблюдать, как на их место приходят онлайн-программы MBA, что, по словам спикеров, не всегда положительно сказывается на уровне и качестве образования в целом. Ситуация с e-learning на рынке MBA остается спорной. Как университеты, так и бизнес-школы стали использовать формат e-learning для изучения курса. Учитывая географическую разбросанность, популярность такого вида обучения становится шире год от года. В связи с быстро меняющимися условиями рынка бизнес-школам приходится перестраиваться, предлагая более качественный и востребованный продукт по той же цене, в противном случае будущая аудитории может уйти получать образование в Сеть.
«По MBA обучаются слушатели из всех сфер бизнеса: добыча, производство, юриспруденция, финансовые, логистические, консалтинговые услуги, ресторанное дело, строительство, туризм, развлечения, бьюти-индустрия, СМИ и т. д. Какую-то часть слушателей представляют собственники бизнеса. Отдельно мы выделяем руководителей из системы здравоохранения, обучающихся на наших программах по эффективному менеджменту лечебных заведений. По итогам анкетирования выпускников программ МВА ALMA University выявлено, что после окончания программы у слушателей в среднем заработная плата увеличилась на 100%. Собственники бизнеса выстраивают эффективные бизнес-процессы, позволяющие оптимизировать производство, увеличивают объем продаж, повышают узнаваемость бренда», – говорит Хасанова.
Бизнес-образование остается высококонкурентной средой. На рынок выходят все больше как местных, так и иностранных бизнес-школ. В случае снижения интереса к какой-то одной профориентации бизнес-школы готовы закрыть эту нишу другими востребованными проектами. Как утверждают спикеры, такие меры не влияют на репутацию, наоборот, эта мера является скорее вынужденной и служит для сохранения текущих объемов бизнеса.
«После обучения по качественным европейским программам MBA у соискателя появляется возможность получить должность управленца в той организации, в которой он хотел бы работать, создать свой бизнес, потому что приходит понимание, с чего начинать и как управлять. Соответственно, уровень заработной платы увеличится. Также появляется возможность заняться бизнесом», – резюмирует Айдар Султанбек.