Как сообщил деловому еженедельнику «Капитал.kz» глава «Казатомпрома» Нурлан Каппаров, конфликтная ситуация, возникшая после решения суда Астаны о признании недействительным ряда лицензий СП «Казатомпром», с Uranium One урегулирована. «Постановление правительства по стратегическим объектам вышло. Что формально означает переоформление лицензии. Все счастливы», – заявил Нурлан Каппаров. Это означает, что стороны выполнили «дорожную карту», соглашение о реализации которой было достигнуто в конце мая во время подписания договора о создании ЕАЭС между главой «Росатома» Сергеем Кириенко и руководством Казахстана. Эту информацию подтвердил наш источник в «Росатоме». «Да, вопрос по Uranium One закрыт. Были созданы новые компании, на которые оформлены соответствующие документы», – сказал он.
Напомним, что 26 марта этого года специализированный межрайонный суд Астаны по иску генпрокуратуры фактически принял решение о лишении ТОО «СП Бетпак Дала» и ТОО «СП Кызылкум» лицензий на разработку месторождений Акдала, Южный Инкай и Хорасан-1. Тогда же компания Uranium One выпустила официальный пресс-релиз, в котором заявила, что «в то время как процесс проходил за закрытыми дверями и только ограниченный объем информации был доступен, Uranium One понимает, что решение было вынесено устно в процессе, проведенном прокурором Сарыаркинского района Астаны против «Бетпак Далы», «Кызылкума» и «Казатомпрома», в числе других сторон, и относится к событиям, произошедшим от двух до трех лет до того, как Uranium One приобрела интерес к двум совместным предприятиям».
Дабы не прерывать работы, в тот момент U1 договорилась с «Казатомпромом» о работе по временной схеме. Необходимо отметить, что решение суда вызвало крайне жесткую реакцию с российской стороны. Сама компания Uranium One заявила, что готова отстаивать права своих дочерних СП в международном арбитраже.
Действительно, обеспокоенность россиян вполне понятна, поскольку на долю выше упомянутых СП приходится половина запасов Uranium One, которая фактически является «внучкой» «Росатома». Более того, по нашим данным, с 2010 года объем инвестиций в месторождения, лицензии на которые аннулированы, составляет порядка $2 млрд, из которых $1,5 млрд приходится на долю двух российских банков – «Сбербанка» и «Газпромбанка» – и $500 млн на долю зарубежных инвесторов, полученных, видимо, в виде предоплаты по контрактам на поставку урана.
Напомним, что Uranium One в своем нынешнем виде возникла в результате слияния в феврале 2007 канадской SXR Uranium One и зарегистрированной в США UrAsia Energy (сделка была завершена в апреле 2007 года). UrAsia Energy в ноябре 2005 года купила за $420 млн 70% в СП «Бетпак Дала», владеющем лицензиями на разработку месторождений Акдала и Южный Инкай, а также 30% в ТОО «Кызылкум», операторе месторождении Хорасан-1 (запасы только Акдалы и Южного Инкая оцениваются в 120 тыс. тонн урана).
На сегодня Uranium One Inc. – одна из крупнейших в мире уранодобывающих компаний, зарегистрированная в Канаде и имеющая глобально диверсифицированный портфель международных активов в Казахстане, США, Австралии. Выступает оператором рудника «Мкюйю Ривер» в Танзании. Uranium One – 100% дочерняя компания ОАО «Атомредметзолото», в свою очередь являющегося 100% дочерней компанией государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Россия).
В Казахстане Uranium One владела 70%-ной долей в ТОО «СП «Бетпак Дала», которому принадлежат рудники Акдала и Южный Инкай. Корпорация владеет 5%-ной долей в ТОО «Каратау», которому принадлежит рудник Каратау, а также 30%-ной долей участия в ТОО «Кызылкум», которому принадлежит месторождение Хорасан. В декабре 2010 года Uranium One Inc. приобрела 50%-ную долю участия в АО «СП «Акбастау», владеющем рудником Акбастау, а также 49,67%-ную долю участия в АО «СП «Заречное», которому принадлежат рудник Заречное и месторождение Южное Заречное.
В США корпорация владеет 100%-ной долей в руднике Willow Creek, а также имеет ряд разрабатываемых месторождений в бассейнах рек Powder River и Great Divide в штате Вайоминг. В Австралии корпорации принадлежит 100%-ная доля в урановом месторождении Honeymoon.
При этом именно казахстанские активы являются основными в структуре компаний. Более того, согласно планам, в том числе совместному плану по сотрудничеству в ядерной области между Казахстаном и Россией, компания должна выйти к 2015 году на объемы добычи в 6,1 тыс. тонн урана.