USD
492.17₸
-2.780
EUR
522.39₸
-3.100
RUB
5.00₸
-0.050
BRENT
72.28$
+0.400
BTC
90854.00$
+1106.900

Бюджетная сказка. Где взять доходы?

Парламент Казахстана принял Закон «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы».

Share
Share
Share
Tweet
Share
Бюджетная сказка. Где взять доходы?- Kapital.kz

Парламент Казахстана принял Закон «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы». Его отличительными особенностями стали крайне короткий срок прохождения документа палатами парламента, а также его чрезвычайно напряженный характер. При этом необходимо отметить, что в случае ухудшения мировой конъюнктуры цен на нефть, в частности, достижения среднегодового показателя ниже $80 за баррель, весьма высока вероятность либо увеличения бюджетного дефицита, либо его секвестра. Поскольку все возможные резервы фискального маневра правительство исчерпало еще в этом году, повысив в апреле экспортную пошлину на нефть с $60 до $80 за тонну. Следствием этого станет то, что акцент в работе правительства должен сместиться от решения проблемы освоения средств к борьбе за бюджетные доходы.

Окончательный вариант Закона «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» был принят парламентом в беспрецедентно короткие сроки. Так, пожалуй, впервые по крайней мере в этом тысячелетии разница между одобрением проекта бюджета нижней палатой и принятием его верхней палатой составила фактически пять дней. Как правило, с учетом замечаний, вносимых мажилисом, и затем предложений сенаторов этот период составлял от двух недель до месяца. Скорость, с которой работали депутаты нижней палаты, была связана с двумя факторами. Во-первых, необходимо было уложиться в установленные законодательством сроки, а по ним как сам закон о республиканском бюджете, так и сопутствующие ему законодательные акты должны быть приняты парламентом и подписаны президентом до 1 декабря. Во-вторых, как для депутатов мажилиса, так и для сенаторов бюджетный процесс, как правило, сводится к торгам с правительством по поводу увеличения в том или ином объеме различных программ бюджетных расходов, а также попыткам добавить новые расходные статьи. В этом году это стало практически невозможно. Причем в отличие от прежних лет у депутатов даже не было возможности обвинить в этом правительство. Поскольку вмешались объективные факторы, а точнее цена на нефть.

Напомним, что в этом году бюджетный процесс начался, как всегда, с 1 сентября, когда правительство внесло проект в парламент. При этом оно опиралось на августовский прогноз социально-экономического развития на 2015-2019 годы. Точнее, его базовый сценарий, который предусматривал следующие параметры: медленный, но поступательный прирост мировой экономики в 2015-2019 годы; рост мирового ВВП ускорится с 3,9% в 2015 году до 4,3% в 2019 году; цена на нефть, по оценке, будет на уровне $90, ожидается рост цен на металлы в прогнозируемом периоде. Согласно прогнозу МНЭ, ожидалось, что положительные экономические тенденции развития мировой экономики, начавшиеся в 2013 году, сохранятся. Развитые страны (США, еврозона) ввиду улучшения ситуации станут основной движущей силой глобального роста. При этом страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны будут расти за счет увеличения объемов экспорта на фоне повышающегося спроса со стороны развитых стран. Ключевым показателем для бюджетных проектировок стала цена нефти в $90 за баррель. В результате рост ВВП должен был составить в 2015 году 5% и составить 45 трлн тенге при инфляции в 6-8% и дефиците бюджета на уровне 2,2%.

Однако события осени этого года показали, что мировая экономическая конъюнктура ухудшается, в частности, произошло резкое падение цен на нефть, поэтому правительство вынуждено было «по ходу пьесы» оперативно вносить изменения в обсуждаемый проект и брать для расчета бюджетных проектировок пессимистический сценарий социально-экономического развития, который предполагает наступление кризисных явлений в экономике, обусловленных замедлением роста мировой экономики, влиянием неблагоприятного развития крупных экономик мира – основных торговых партнеров Казахстана, в частности, еврозоны, Китая, России, а также падением мировых цен на основные виды энергоресурсов и другие экспортные товары Казахстана. При этом наиболее острой проблемой останется высокая безработица, низкие доходы и как следствие отсутствие фундаментальных факторов расширения совокупного спроса. Инвестиционные доходы сократятся, усилится их репатриация в страны-доноры. Рост мировой экономики не превысит 2,8% в 2015-2019 годы. Цена на нефть в 2015 году снизится до $80 за баррель и стабилизируется на этом уровне до 2019 года. В результате темпы роста ВВП составят 4,8% в 2015 году, а в абсолютных цифрах – 43 721,3 трлн тенге, то есть почти на 1,5 трлн тенге меньше, чем планировалось ранее, 5,3% – в 2016 году, 6,7% – в 2017 году, 5,8% – в 2018 году, 6,5% – в 2019 году. Объем добычи нефти составит 81,8 млн тонн с последующим увеличением до 96 млн тонн в 2019 году. Экспорт в 2015 году прогнозируется в объеме $72,1 млрд, что на 7,1 млрд ниже ранее одобренного значения. Импорт сократится на $4,1 млрд и составит 46 млрд.

В результате доходы республиканского бюджета (без учета трансфертов) прогнозируются в 2015 году в сумме 4 159,5 млрд тенге, в 2016 году – 4606,2 млрд тенге, в 2017 году – 4971,7 млрд тенге», – заявил, представляя в минувший вторник законопроект в сенате, министр национальной экономики Ерболат Досаев. Необходимо отметить, что несомненной новеллой бюджета 2015-2017 года, в отличие от предыдущих, стало появление новой строки в графе доходы. Ранее она формировалась из двух источников – налоговые и таможенные поступления от ненефтяного сектора (за исключением ЭТП на нефть) и гарантированный трансферт из Национального фонда – по 1702 млрд тенге с 2015 по 2017 годы соответственно.  Теперь же, согласно решению главы государства, добавилась еще одна строка – целевой трансферт из Национального фонда. Изменениям подверглись также ранее планируемые размеры вышеназванных трансфертов. «В соответствии с принятым решением совета по управлению Национальным фондом об увеличении фиксированного размера гарантированного трансферта на 15% его размер на 2015-2017 годы определен в сумме 1 702 млрд тенге ежегодно», – сказал министр национальной экономики РК Ерболат Досаев.

Он пояснил, что при запланированном гарантированном трансферте в 2015-2017 годах в сумме 1702 млрд тенге ежегодно и привлечении целевых трансфертов ограничение по неснижаемому остатку средств в Национальном фонде «не ниже 30% от ВВП не нарушается».

«Общий объем средств Национального фонда, по прогнозам, вырастет с $97,7 млрд в 2015 году до $115,6 млрд в 2017 году – 34,2% к ВВП», – отметил глава ведомства. Что касается размеров целевого трансферта, то в 2015 году он будет выделен в размере 707,5 млрд тенге, а в 2016 году – 372,5 млрд тенге. Столь значительная разница, как пояснил деловому еженедельнику «Капитал.kz» источник в министерстве финансов, сложилась из-за того, что на 2015 год перенесены средства, которые были выделены в рамках поручения президента весной 2014 года, но так и не были израсходованы.

Что касается структуры доходов, то по-прежнему основными источниками помимо трансфертов станут КПН – в 2015 году прогнозируется получить 1 трлн 324,2 млрд тенге, НДС – 1208 млрд тенге и таможенные пошлины в размере 1 156 млрд тенге. При этом надо понимать, что правительство, даже если захочет, в течение следующего года не сможет повлиять на первые два показателя, поскольку, согласно законодательству, любые изменения ставок налогов вступят в силу только с 1 января 2016 года.

Таким образом, из «трех китов», на которых зиждется бюджет страны, относительно гибкими являются лишь таможенные платежи, а именно входящая в их состав экспортная таможенная пошлина на нефть, поскольку правительство может менять ее в оперативном порядке с периодичностью раз в квартал. Но и здесь, похоже, резервы исчерпаны. Напомним, что правительство уже повышало с 1 апреля этого года размер ЭТП с $60 до $80 за тонну, что позволило оперативно закрыть, пусть и не полностью, бреши в бюджете 2014 года. Однако это происходило при ценах на нефть от $110 и выше за баррель, и даже при этом вызвало серьезное неудовольствие нефтяников. «Понятно, что в этом году среднегодовая цена за баррель будет примерно в размере $95-100 за баррель, и размер пошлины, несмотря на ворчание нефтяников, приемлем. Однако какова будет цена в следующем году? Бюджет сверстан из $80 за баррель, однако нефтяники уже всерьез рассматривают цену и в $65. Тогда перед нами жестко встанет вопрос: что делать с размером ЭТП? Если ее понижать, то придется что-то делать с бюджетом, если оставить как есть, то компании просто начнут сокращать производство, что также приведет к бюджетным убыткам», – рассказал источник в Минфине.

То, что такой сценарий весьма вероятен, говорят многие эксперты. Так, по сообщениям Bloomberg, цены на нефть в обозримом будущем могут опуститься до $50 за баррель, этого не исключил глава департамента статистики Минэнерго США Адам Семински. Последний раз цены были на этом уровне в середине 2009 года. Господин Семински отметил, что, по мнению большинства аналитиков, цена за баррель марки WTI может опуститься к середине следующего года до $62 за баррель. «На рынке слишком много нефти по сравнению с уровнем спроса», – заявил Адам Семински на конференции в Хьюстоне.

Понятно, что в такой ситуации перед правительством Казахстана напрямую встанет ситуация либо поиска дополнительных источников доходов, либо сокращения расходов, то есть секвестра. Этого варианта не исключил и премьер-министр страны Карим Масимов, который, отвечая на вопросы депутатов по бюджету, сообщил, что, возможно, в зависимости от того, как поведет себя мировая конъюнктура, правительство придет в марте в парламент с уточнениями бюджета как в ту, так в иную сторону. При этом он четко артикулировал, что в случае секвестра это никоим образом не заденет защищенных статей бюджета, а именно всего того, что касается социальных обязательств.

«Они будут выполнены в полном объеме в любом случае», – особо подчеркнул премьер. Между тем глава комитета по финансам и бюджету мажилиса Гульжан Карагусова полагает, что проблема носит системный характер. По ее словам, уже «не первый год депутаты видят, что правительство не может, к сожалению, обеспечить сбалансированность бюджета за счет развития собственного доходного потенциала».

«В частности, планка по корпоративному подоходному налогу за последние 5 лет все время снижается и выполняется только за счет того, что мы все время его уточняем и, к сожалению, в сторону снижения. И до сих пор, несмотря на то, что мы очень много об этом говорили и очень много денег тратилось на создание и диверсификацию экономики, до сих пор основными плательщиками КПН остаются предприятия горно-металлургического комплекса. Но и там в течение пяти лет цены скакали, сейчас они идут вверх. Не расширяется налогооблагаемая база по юридическим лицам», – констатировала она.

Что касается расходной части бюджета, то она также подверглась изменениям ввиду коррекции, или, как выразился министр финансов Бахыт Султанов, «оптимизации в размере 250 млрд тенге». При этом, по словам источника в МФ РК, в правительстве отчасти в связи с дефицитом времени решили поступить простым, но кардинальным способом. Ведомствам было предложено под надзором Минфина урезать свои расходы на 10%. «В результате мы сократили те расходы, которые никак не удавалось сократить из-за сопротивления заинтересованных сторон в прежние времена. Это, например, представительские и другие статьи», – заявил источник в Минфине.

В результате дефицит бюджета остался на прежнем уровне – 997,1 млрд тенге, или 2,3 % к ВВП. В целом же расходы республиканского бюджета на 2015 год планируются в объеме 7 855,1 млрд тенге с ростом на 664,8 млрд тенге к бюджету текущего года, на 2016 год – 8 042,2 млрд тенге, на 2017 год – 7 943,6 млрд тенге. По-прежнему основная доля расходов придется на социальный блок. Так, только на финансирование новых обязательств государства в социальной сфере, в соответствии с поручениями главы государства и Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, запланированы средства в 2015 году в объеме 194 млрд тенге с увеличением до 600 млрд тенге в 2017 году. В частности, они будут направлены на внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих с 1 июля 2015 года – 157 млрд тенге в 2015 году и 719,7 млрд тенге в трехлетнем бюджете.

По данным МФ РК, эта модель охватит порядка 1410 тыс. гражданских служащих и позволит обеспечить повышение заработной платы работников системы образования до 29%, здравоохранения – до 28%, других отраслей гражданских служащих – до 40%. А, кроме того, увеличение уровня оплаты труда государственных служащих корпуса «Б» с 1 июля 2015 года на 15% и с 1 июля 2016 года еще на 15% в общей сумме 94 млрд тенге в трехлетнем периоде, повышение стипендий с 1 января 2016 года на 25% – 23 млрд тенге, увеличение с 1 июля 2015 года на 25% пособий по инвалидности и утере кормильца – 23 млрд тенге, а также реформирование пенсионного обеспечения сотрудников силовых структур с 1 января 2016 года, то есть перевод всех сотрудников силовых структур на солидарную пенсионную систему, и изменение порядка назначения базовой пенсионной выплаты с 1 июля 2017 года – 137 млрд тенге.

Кроме того, произойдет повышение с 1 января 2015 года размеров пенсионных выплат на 9% (с опережением уровня инфляции на 2%), а также государственных социальных пособий на 7%. На эти цели будет ассигновано 129 млрд тенге, в 4 млрд тенге оцениваются дополнительные меры поддержки инвалидов по увеличению норм обеспечения специальными гигиеническими средствами инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и строительству объектов социального обеспечения и 5,7 млрд тенге будут выделены на  меры дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан в рамках мероприятий по подготовке и проведению 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.