USD
522.63₸
-2.030
EUR
548.66₸
-1.550
RUB
5.07₸
-0.020
BRENT
72.98$
+0.090
BTC
101220.00$
-4767.000

«Абай, Шакарим» в Нью-Йорке

Последние пару недель казахстанская пресса смаковала успех мировой премьеры «Абай, Шакарим» в США

Share
Share
Share
Tweet
Share
«Абай, Шакарим» в Нью-Йорке- Kapital.kz

Последние пару недель казахстанская пресса смаковала успех мировой премьеры «Абай, Шакарим» в США. За неимением эксклюзивных подробностей сюиты знаменитого британского композитора Карла Дженкинса наградили высокопарными эпитетами и хвалебными отзывами, добавив про исключительную востребованность казахского искусства на мировой арене.

Справедливости ради отмечу, что за океаном среди народных масс ажиотажа не наблюдалось. Ньюйоркцы в очередь за билетами по $50 не выстраивались, а в зале преимущественно собралась одномастная публика. В их числе важного вида сотрудники казахстанской дипмиссии, чиновники из окружения акима Алматы, бизнесмены с супругами и спутницами в соболях и бриллиантах, представители казахской диаспоры, соскучившиеся по родным лицам и народным мотивам. С американской стороны все было несколько проще. На глаза попались студенты консерваторий, с десяток знатоков классики да пара офицеров в форме, поддерживающих в антракте светскую беседу с лощеным ньюэйдж-поколением казахстанских наследников.

Мегаполис тоже не трещал по швам от анонсов и рекламы предстоящего концерта – пара афиш скромно украсила фасад «Карнеги-холла». При всем уважении к заслуженным деятелям и бурным фантазиям пишущей братии культурного разнообразия в Нью-Йорке предостаточно.

Охота на маэстро

О грядущем мероприятии мы узнали почти случайно – от родственницы мужа, которая приехала на гастроли в Нью-Йорк в составе «Симфонического оркестра Алматы». Упомянутое в беседе имя Марата Бисенгалиева окончательно сформировало планы на вечер – побывать на концерте и по возможности лично пообщаться с маэстро.

Выйти на связь со знаменитым скрипачом не составило труда (вечная слава социальным сетям!). Да и сам виртуоз, как выяснилось, легко идет на контакт. Договорились встретиться тем же вечером в отеле, где остановились музыканты оркестра.

Готовясь к интервью, в очередной раз перечитала массу статей и публикаций о заслуженном деятеле искусств РК и его гениальных проектах. Похоже, все, за что бы ни взялся этот интеллигентнейший человек, непременно попадет в списки культурного наследия и… станет предметом дикой зависти у его менее удачливых оппонентов.

Взять хотя бы скандал трехлетней давности, разгоревшийся в Уральске. Тогда западноказахстанские гении Больших и Малых сильно оскорбились за державу – в филармоническом оркестре под управлением Бисенгалиева играли сплошь музыканты международного уровня (читай – иностранцы). Акт возмездия над возмутителем спокойствия в отечественном творческом болоте свершился мгновенно – контракт расторгли, оркестр вместе с бюджетом передали в более надежные руки. С тех пор об успехах уральских виртуозов пока ничего неизвестно.

К счастью, сам зачинщик волнений злопамятством не отличился и свое обещание «не выступать на Родине» не сдержал.

Тендер на «Шакарима»

Возможно, именно по этой причине (из уважения к обостренному чувству справедливости у казахстанской богемы) бизнесмен Мегдат Кулжанов в 2010-м решил поддержать «отечественного производителя». Заказ создать симфонию по произведениям классиков Великой степи в первую очередь получили казахстанские композиторы. История умалчивает об их количестве, но лишь одному из них в итоге удалось слепить из исходного материала полноценную концертную программу. Премьера симфонии Серика Еркимбекова в Астане прошла более чем скромно – не вызвала резонанс ни в рядах соотечественников, ни у мировой общественности.

Но оказалось, что меценат из Туманного Альбиона даром времени не терял, а параллельно нанял всемирно известного британского автора. И уже через месяц в Лондоне прозвучало произведение Карла Дженкинса. По словам Кулжанова, оба композитора словно поменялись местами. Труд Серика Еркимбекова имел западную окраску, а Карл Дженкинс пытался передать национальный казахский колорит.

История с тендером и меценатом меня крайне взволновала. Пробираясь сквозь трафик в центр Манхеттена, все думала, как бы ненавязчиво поднять тему капитала. История ведь знает немало примеров о состоятельных спонсорах и небогатых гениях, вынужденных воплощать их фанатичные идеи. Вопросов – масса. Однако получить на них ответы удалось лишь спустя сутки. Лабиринты Манхеттена сыграли с нами злую шутку – разминулись с долгожданным респондентом в двух кварталах – между отелями Wellington и St.Regis, ставшим временным пристанищем сэра Дженкинса.

Острые углы Бисенгалиев все же предпочел обойти: меценаты – народ чувствительный, обидеться могут. Посему и ограничился партией сдержанных благодарностей в адрес тех, кто щедро делился материальными и нематериальными активами.

Формула Дженкинса

Поистине «Карнеги-холл» ослепляет. Здание, построенное в 1891 году на деньги богатого сталепромышленника Эндрю Карнеги (кругом филантропы!), обошлось ему в $1,1 млн. Каменная кладка из узкого римского кирпича цвета охры, изобилие арок и пилястров в стиле флорентийской эпохи Возрождения, сдержанная роскошь интерьеров под золочеными сводами – весь ансамбль престижного концертного зала заявляет о своей особой миссии: знакомить зрителей с выдающимися музыкантами и их музыкой.

Тандему Дженкинс – Бисенгалиев на сей раз был предназначен зал Айзека Стерна. На мой субъективный взгляд, самый роскошный из трех. Что ни говори, а стиль belleepoque – лучшая оправа для гармоничного восприятия ярких музыкальных жанров.

«Дженкинс нашел особую формулу!» – доверительно сообщил Марат Бисенгалиев после концерта. Нам удалось-таки побеседовать по дороге от черного входа на 56-й улице до Wellingtonhotel. «Композиторы, которые пытаются нагромоздить все направления и инструменты, в итоге создают настоящую эклектику. А благодаря формуле музыка Дженкинса звучит очень гармонично. Даже используя казахские темы, мы слышим все- таки работу Карла. Он настоящий мастер! Его музыка для души!» – задумчиво подвел итоги солист только что состоявшейся премьеры.

В отличие от многих коллег по перу и микрофону, с придыханием повествующих о заокеанском аншлаге, не стану стараться изо всех сил поразить читателя глубокими познаниями в сфере классики и богатейшего наследия поэтов-мыслителей. Скажу лишь, что те два часа, пока на сцене находились четыре коллектива (оркестр, народники, хор, джаз-банд), солисты и дирижер, от них невозможно было отвести глаз. Действо зачаровывало, очаровывало, уносило воображение к самым истокам истории, брало за душу и играло на самых нежных струнах сердца.

Откуда-то сверху то и дело обрушивался колокольный звон, ему вторили скрипки и виолончели, литавры расставляли басистые акценты, перкуссия вносила нотки ритмичного джаза, бонго, маракасы и тамбурины окружали стройный хор голосов (хор «Казына»). В момент все стихало. И словно из древних легенд и старинных холстов в зал нисходили звуки домбры, шанкобыза, саз сырная и глухие раскаты горлового пения (фольклорная группа «Туран»).

Каждую из 17 композиций неотрывно вела скрипка-соло Марата Бисенгалиева. Витиеватые лиричные пассажи сменяли резкие, отрывистые штрихи. Ни разу не сошедшую с Олимпа народной классики «Козiмнiн карасы» Карл Дженкинс представил с нарастающей энергией джаза. Революционно. И, возможно, оценят не все. Но! Живое дыхание текста, нот, их общий смысл будоражат сознание. К финалу концерта сложно было понять, к какой эпохе-пространству-времени относятся эта музыка, ее исполнители, ты сам.

Интересный нюанс: состав сборного коллектива менялся от выступления к выступлению. Вот представьте: у вас пара недель до премьеры/экзамена/прямого эфира, а вы свои роли/тексты/ партнеров видите впервые. «К оркестру добавилось всего несколько новых музыкантов, – говорит скрипачка Сабина Алтынбекова. – Здесь все профессионалы, поэтому выучить ноты и отточить материал до блеска удалось даже за такой короткий срок. Труднее было привыкнуть к планшетам вместо бумажной партитуры».

Автор сюиты «Абай, Шакарим», командорПревосходнейшего ордена Британской империивходит в топ-10 самых популярных и коммерчески успешных композиторов современности (по версии радио ClassicFM). В разгар творческого процесса Карл Дженкинс несколько раз посещал Казахстан. Изучал народные инструменты, палитру их звуков, погружался в музыкальную среду кочевников. Песни Абая известны и любимы, а вот песни Шакарима – открытие для многих.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.