Россия, Казахстан и Беларусь единодушно приняли решение о запрете на ввоз необработанного свиного сырья из Черногории, за исключением мяса в полутушах и четвертинах. Срок вступления запрета в силу – 18 ноября.
«После того как мы на днях встретились с коллегами из Беларуси и Казахстана, мы пришли к мнению, что надо закрывать вообще все, потому черногорской свинины там не было, – заявилруководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.– Но наши черногорские коллеги выдавали документы и ввозили в Россию под видом черногорской в лучшем случае голландскую свинину, в худшем – польскую. В худшем – это потому, что в Польше африканская чума свиней».
На самом деле Беларусь запретила черногорскую свинину еще раньше – с 1 ноября, а вот казахстанские официальные органы сообщение главы Россельхознадзора почему-то не подтвердили и не опровергли. Так что не совсем понятно, действительно ли это ограничение распространяется и на Казахстан. Но в любом случае заявление Сергея Данкверта очень симптоматично.
Трехсторонняя встреча, о которой он упоминает, прошла 11 ноября в Москве при участии вице-министра сельского хозяйства Казахстана Сапархана Омарова, председателя Комитета ветеринарного контроля и надзора Рустема Курманова и других ответственных сотрудников МСХ РК. Такого же уровня чиновники представляли и Беларусь, а российскую сторону возглавил Сергей Данкверт.
Свинина ошиблась адресом
Главные претензии на встрече высказывались в адрес Беларуси, которую со времени введения продовольственных антисанкций Россия регулярно обвиняет в реэкспорте запрещенных продуктов питания и сырья. Но в последнее время аналогичные упреки все чаще звучат и в адрес Казахстана.
Судя по релизам Россельхознадзора, республика задействована в контрабанде по двум схемам: первая предполагает поставки западного сырья непосредственно в Казахстан, а оттуда – в Россию под видом казахстанского; вторая подразумевает лжетранзит в Казахстан через территорию России, при котором грузы до Казахстана не доходят, оседая в российских регионах. Как разновидность второй схемы – товар может пересечь российско-казахстанскую границу, а потом вернуться обратно.
Целое детективное расследование Россельхознадзор учинил в отношении обнаруженного в октябре канала сбыта якобы бразильской свинины, которая по документам следовала из Литвы в Казахстан, но в итоге оказывалась в России.
По данным Россельхознадзора, мясо общим весом 7,5 тыс. тонн сопровождалось одновременно поддельными литовскими и поддельными бразильскими ветеринарными документами. В связи с этим ведомство обрушилось с критикой на европейских чиновников. «То обстоятельство, что с 2011 года территория Евросоюза закрыта для поставок или транзита бразильской свинины, не вызвало вопросов у европейских таможенных и пограничных чиновников», – возмущался на встрече с казахстанцами и белорусами Сергей Данкверт, подразумевая, что свинина, конечно же, была родом из Европы.
Чтобы разобраться во всех нюансах этой истории, Россельхознадзор написал запросы в Интерпол и Генеральный директорат Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителей (DG SANCO). «В частности, мы хотим, чтобы европейские коллеги выяснили, каким образом в их системе прослеживаемости свинины «пропали» 7,5 тыс. тонн этого мяса, которое якобы предназначалось для Казахстана, вошло в РФ, но в Казахстане не оказалось», – пояснил Данкверт.
Со слов Рустема Курманова, которые передает пресс-служба Россельхознадзора, выходит, что на ту же злосчастную свинину были и фальшивые казахстанские документы. «Удалось установить, что фирмы, подавшие заявку на разрешение ввоза в Казахстан грузов, позднее незаконно перевезенных на территорию России с фальшивыми казахстанскими ветеринарными сопроводительными документами или вообще без каких-либо документов, были зарегистрированы российскими гражданами», – рассказал о ходе казахстанской части расследования глава Комитета ветконтроля.
Он также поведал, что экспертиза бразильских и литовских сертификатов, сопровождавших продукцию при ввозе в Казахстан, показала, что «они представляют собой высококачественные подделки». По мнению казахстанских экспертов, «бразильское» мясо было произведено в Германии и Польше
В связи с этим Рустем Курманов считает необходимым создать систему контроля за поднадзорными грузами на всем протяжении транзитного коридора, тем более что в последнее время в Комитет стали поступать запросы на выдачу разрешений на транзит до Кыргызстана и Таджикистана. Вызывает у чиновника настороженность и существенный рост заявок на ввоз таких грузов в Казахстан – при неизменном уровне национального потребления.
Об этих же мерах – создании международной системы прослеживаемости грузов на основе российской АИС «Меркурий» и усовершенствовании законодательства Таможенного союза в области сертификации – твердят и в Россельхознадзоре. До введения же единой системы сертификации там настаивают на предварительном уведомлении о каждой партии поднадзорной продукции, отправляемой транзитом через Россию.
Неправильная колбаса из неправильного мяса
Собственно, Беларусь с этим российским требованием уже согласилась. На совещании в Москве белорусские чиновники выразили готовность направлять в Россельхознадзор по электронной почте оповещение об отгрузке каждой товарной партии в адрес российского импортера. Такие меры, полагают в Минске, позволят гарантировать поставки продукции, «полученной от животных, свободных от африканской чумы свиней, а также исключить подмену груза или поставку по подложным документам».
Отношения Беларуси и России в вопросах поставок мяса куда сложнее, чем у России и Казахстана. Во-первых, объемы импорта и транзита из Беларуси в РФ в разы превышают аналогичные потоки на границе с Казахстаном. А, во-вторых, Беларусь находится в зоне распространения африканской чумы свиней (АЧС) – высокозаразного заболевания, эпидемия которого последние два-три года косит поголовье свиней в европейской части России и уверенно движется на запад, по ходу миграции диких кабанов.
Кроме России, официально эпидемия АЧС зарегистрирована в Украине, Польше, Литве, Латвии и Эстонии. Беларусь же, которая фактически находится в «чумном» кольце и в которой в 2013 году эпидемия уничтожила 18% всего свинопоголовья, в 2014-м декларирует благополучие по АЧС. Дескать, прошлогодняя борьба с эпидемией принесла результаты, и теперь все свиноводческие хозяйства свободны от заразы.
Отрицание АЧС имеет для Беларуси большой экономический смысл: официальное признание этой болезни означает автоматическое введение эмбарго на торговлю продуктами свиноводства. Прежде всего с Россией, куда поставляется больше 90% белорусского продовольствия.
До недавнего времени Россельхознадзор не выказывал никаких сомнений в благополучии Беларуси по АЧС, зато резко критиковал соседку за наращивание импорта западного сырья (в Минске и не скрывали, что в условиях антисанкций хотят максимально загрузить свои перерабатывающие предприятия и увеличить поставки в РФ). В октябре же ситуация изменилась: в течение пары недель Россельхознадзор выявил геном АЧС в продукции 5-и белорусских мясокомбинатов, правда меры принял щадящие – запретил поставки продукции лишь с этих 5-и предприятий.
В Минске поначалу наличие генома АЧС в колбасе привычно отрицали, но после нескольких звонков Сергея Данкверта стали выдвигать версии. И основной стала гипотеза Минсельхозпрода РБ о том, что «источником вируса могло стать сырье, импортированное из третьих стран». Тут же были названы и основные подозреваемые – Черногория и Молдова, откуда свинина в Беларусь якобы поступала с «серьезными системными нарушениями ветеринарно-санитарных требований и норм ТС».
В частности, Черногорию заподозрили в том, что под видом своей продукции реэкспортировала мясо из неблагополучных по АЧС стран Евросоюза. Поставки мяса из Черногории и Молдовы в Беларусь с 1 ноября были приостановлены, как, впрочем, и поставки белорусской свинины – в Россию. Последней – до окончания расследования, пояснили стороны.
В Минске надеялись, что принятых мер против Черногории и Молдовы будет достаточно, чтобы вернуть благосклонность Москвы к белорусской колбасе. Однако, как заявил после трехсторонней встречи 11 ноября представитель Россельхознадзора, «пока возобновить сертификацию (белорусской свинины и продуктов из нее – Прим. авт.) возможности нет, поскольку не установлено, откуда на предприятия поступало мясо больных животных».
Тем не менее в Минске прошедшие переговоры считают очень успешными. Там убеждены, что восстановить поставки удастся к 1 декабря, после усиления контроля за происхождением и качеством продукции и подписания с Москвой документа, закрепляющего обязанности белорусской стороны.
Казахстану, которого проблема АЧС в силу географического положения не коснулась, тем не менее приходится включаться в эту борьбу за чистоту российского рынка от «неправильного» мяса.