USD 399.67₸
EUR 452.95₸
RUB 5.82₸
BRENT 37.55$ ↓ -1.400
BTC 9664.40$ ↑ +0.005
ETH 242.00$ ↑ +0.007
LTC 46.40$ ↓ -0.006
Курсы валют в Казахстане
ГлавнаяБизнесFATCA: кто информирован, тот вооружен

FATCA: кто информирован, тот вооружен

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам

Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

Никколо Макиавелли

18 июня 2014 года Национальный банк Республики Казахстан (НБ РК) опубликовал пресс-релиз о необходимости установления финансовыми организациями налогового резидентства владельцев счетов, в котором проинформировал о том, что с 1 июля 2014 года вступают в силу положения Закона США «О налоговом контроле иностранных счетов» (FATCA).

Согласно данному закону, финансовым учреждениям по всему миру необходимо раскрывать Налоговому управлению США (IRS) информацию о доходах своих клиентов, в случае, если они являются налогоплательщиками США.

FATCA распространяется на следующие виды доходов резидентов США:

·  доходы из источников в США, такие как проценты, дивиденды, роялти, арендная плата;

·  выручка от продажи американских активов;

·  транзитные платежи (платежи/переводы из США и любых других источников. Для стимулирования процесса внедрения FATCA всеми иностранными финансовыми институтами вводится следующая законодательная практика: налог на прибыль будет удержан с любых платежей (в том числе не из источников США) финансовым институтам, не соблюдающим требования FATCA, а также с переводов денежных средств физических лиц, не предоставивших необходимую информацию. (Требование по удержанию налога по данным видам доходов отсрочено до 1 января 2017 года, в настоящее время IRS планирует выпустить детальное пояснение в отношении этих видов платежей).

Так как клиентская информация во многих странах является строго конфиденциальной и ее раскрытие регулируется на законодательном уровне, возникла необходимость в том, чтобы заключить межправительственные соглашения, оговаривающие основные положения применения FATCA.

С момента принятия FATCA в марте 2010 года было подписано 44 соглашения о взаимном обмене налоговой информацией США с такими странами, как Великобритания, Франция, Япония, Германия, Нидерланды и другими. 57 стран находятся на финальной стадии переговоров по подписанию данного соглашения.

В настоящий момент соглашение между Казахстаном и США не подписано, однако, как сообщается в пресс-релизе НБ РК, переговоры с Соединенными Штатами по данному вопросу продолжаются. Определенных сроков еще не озвучено.

Несмотря на то, что FATCA был принят более 4 лет назад и информация по данной теме широко распространена, далеко не каждая организация и физическое лицо имеют представление о применимости, целях и последствиях принятия этого закона для деятельности той или иной организации или физического лица.

Основной целью FATCA является выявление информации об активах (счетах, продуктах) налогоплательщиков США, находящихся в различных финансовых организациях по всему миру. Эта инициатива направлена на борьбу против уклонения от уплаты налогов резидентами США при осуществлении операций через иностранные финансовые организации.

В действительности в настоящее время существует множество схем, позволяющих как физическим, так и юридическим лицам инвестировать средства и получать прибыль таким образом, что доходы либо облагаются по заниженной ставке либо вовсе не облагаются (например, в офшорах).

Одним из наиболее распространенных примеров является инвестирование средств американскими гражданами в зарубежные организации, которые в свою очередь вкладывают свои инвестиции как в иностранные активы, так и в национальные, и, соответственно, получают доходы из источников в США, по которым не отчитываются в IRS. В результате использования таких схем инвестирования бюджет США, по мнению правительства, недополучает значительные суммы налогов.

Для борьбы с такими схемами FATCA устанавливает требования к иностранным финансовым институтам, к которым, в числе прочего, относятся банки, и некоторым нефинансовым организациям, расположенным за пределами США.

Данные требования включают:

·  выявление американских владельцев счетов и представление соответствующей информации о них в налоговые органы США (IRS) на ежегодной основе;

·  в случае если владельцы счетов не предоставляют необходимой информации для идентификации их налогового резидентства в соответствии с требованиями FATCA― удержание с платежей, осуществляемых в пользу таких владельцев, налога у источника выплаты по ставке 30%.

Вместе с тем стоит отметить, что в целях идентификации резидентства владельцев счетов в соответствии с FATCA для существующих счетов физических и юридических лиц в иностранных финансовых институтах предусмотрены пороговые суммы. В частности, если совокупный баланс счета по состоянию на 30 июня 2014 года не превышает $50 тыс. (в эквиваленте) для физических лиц и $250 тыс. (в эквиваленте) для юридических лиц, счет может рассматриваться как не американский и, соответственно, по таким счетам финансовые институты не осуществляют процедуры по идентификации налогового резидентства владельца счета и не отчитываются в IRS.

Однако в отношении счетов, открытых с 1 июля 2014 года для физических лиц и с 1 января 2015 года для юридических лиц, финансовым учреждениям необходимо проводить процедуры по идентификации налогового резидентства владельцев счетов независимо от баланса счета.

На первый взгляд данные пороговые суммы могут показаться несущественными для американского рынка, однако нельзя не заметить в этом определенную логику. Американские законодатели нацелены на выявление крупных операций, которые оказывают существенное влияние на экономику страны.

Участие в FATCA является исключительно добровольным, но все понимают, что решение о присоединении к FATCA имеет как экономические, так и репутационные выгоды. В случае если финансовый институт решит не соблюдать требований FATCA, это повлечет за собой изоляцию финансового института от американского рынка, что недальновидно для любой страны, а в особенности, для развивающихся рынков.

Многие финансовые институты Казахстана приняли стратегическое решение о принятии FATCA, не дожидаясь формальной реакции официальных органов. Ряд казахстанских банков успешно прошли регистрацию на официальном сайте Налогового управления США (IRS) и получили идентификационные номера (GIIN). Однако существует ряд организаций, которые не в полной мере представляют, какие следующие шаги необходимо предпринять, не разработали и не внедрили внутренние процедуры по реализации мер, установленных FATCA.

Между тем первая отчетность об американских владельцах счетов за 2013 и 2014 годы должна быть представлена в IRS не позднее 31 марта 2015 года. Соответственно, у финансовых институтов осталось менее полугода для разработки и составления отчетности.

К настоящему времени финансовым институтам следует разработать и внедрить внутренние процедуры и процессы, необходимые для выполнения требований законодательства FATCA с целью осуществления контроля, выявления и классификации владельцев существующих и новых счетов.

В рамках таких процедур финансовые институты выявляют американских владельцев счетов, используя анкеты, такие, например, как формы W-8BEN (для физических лиц), W-8BEN-E (для юридических лиц), W-9 (для налоговых резидентов США), разработанные IRS.

Согласно сообщению НБ РК, с 1 июля 2014 года физические и юридические лица посредством заполнения анкетных форм обязаны предоставлять информацию о своем налоговом резидентстве или налоговом резидентстве бенефициарных собственников юридических лиц (физических лиц, владеющих более 25% акций юридического лица либо осуществляющих контроль) в следующих случаях:

·  при открытии банковских счетов, а также счетов для учета ценных бумаг, финансовых инструментов и иных активов в банках второго уровня, организациях и иных коммерческих организациях, предоставляющих такие услуги на основании лицензии НБ РК, либо в соответствии с законами Республики Казахстан, регулирующими деятельность таких организаций;

·  при заключении договоров на брокерское/дилерское обслуживание с брокерами-дилерами;

·  при заключении договоров на управление инвестиционным портфелем с управляющими инвестиционным портфелем;

·  при заключении договоров накопительного страхования со страховыми организациями, осуществляющими деятельность по отрасли «страхование жизни» [1].

Следует также отметить, что в случае если клиенты не предоставят полную информацию о своем резидентстве, как описано выше, финансовые институты обязаны отказать либо прекратить деловые отношения с клиентом. Данное положение вступает в силу с 15 декабря 2014 года согласно Закону РК № 206-V от 10 июня 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Таким образом, согласно требованиям FATCA, финансовым учреждениям необходимо внедрить эффективные процедуры для выявления владельцев американских счетов и проводить постоянный мониторинг соблюдения требований FATCA. В тех случаях, когда финансовые институты не внедрили данные процедуры либо внедрили их некорректно, это приводит к невозможности удержать налоги из источников в США. В отношении таких компаний применяются соответствующие санкции, такие как лишение статуса участника FATCA, а также взыскание налогов, которые не были удержаны с доходов из источников США за счет финансовых учреждений, включая штрафы и пени.

Помните: тот, кто информирован, тот вооружен. Вовремя предпринятые шаги могут сыграть решающую роль.


Гаухар Искакбаева, директор департамента консультирования по налогообложению и праву, «Делойт», Каспийский регион

Малика Досмурзаева, старший консультант департамента консультирования по налогообложению и праву, «Делойт», Каспийский регион

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: