С каждым годом тема газового оборудования становится все более актуальной, это связано не только с экономией, но и с экологией. Когда цены на бензин растут и город загрязняется от выхлопов все больше и больше, кажется, что спасением может стать установка газового оборудования на авто, но все ли так просто, как кажется на первый взгляд?
Доля машин с установленным газовым оборудованием в нашем городе очень мала, это зависит не только от незнания где и как это сделать, а больше от боязни что-то испортить в своем авто – так считают большинство автомобилистов Алматы.
«По закону, без разрешения завода производителя никто не имеет права вносить изменения в конструкцию автомобиля, и, соответственно, без этого разрешения все работы, которые производятся, незаконны», – говорит Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза.
И действительно, согласно «Техническому стандарту Республики Казахстан» № 1418-2005, переоборудование, которое приводит к изменению разрешенной максимальной массы базового АТС, ее распределению по осям, модели двигателя, его веса, мощности, систем питания и подачи топлива, колесной базы или колесной формулы, тормозного, рулевого управления и трансмиссии, внешних осветительных приборов, допускается проводить при соблюдении следующих условий: наличия разрешений предприятий – изготовителей базового АТС на соответствующий вид переоборудования, наличия индивидуального разрешения государственного уполномоченного органа, наличия нормативной документации, утвержденной в установленном порядке в Республике Казахстан.
«Помимо всех согласований и разрешений должны проводиться краш-тесты, нужно обязательно проверить, как поведет себя новое оборудование, если в одну машину въедет другая, при лобовом, при боковом столкновении, при столкновении сзади и т.д. Только подобные исследования требуют большого количества времени и немаленького количества денег», – говорит Эдуард Эдоков.
По оценкам экспертов, весь комплекс исследований на активную и пассивную безопасность занимает около года и стоит 20-30 млн евро, добавляет эксперт.
Однако в компании AutoGazговорят, что никаких разрешений у компании-производителя получать не нужно. «Придя к нам, вы оставляете только копию техпаспорта автомобиля, мастер осматривает вашу машину, если она подходит для переоборудования, то мы оформляем вам документы: это акт приема, километраж и номер автомобиля, также записываем существующие дефекты и ставим на установку машину», – говорит Бахытай Машакова, представитель компании AutoGaz.
После установки газобалонного оборудования (ГБО) компания выдает акт проделанных работ, государственные стандарты и сертификат компании, где указывается, что компания имеет право заниматься установкой ГБО, и гарантия на год или два в зависимости от устанавливаемого оборудования.
Обязательно после переустановки нужно получить новый техпаспорт, а техосмотр пройти в установленном порядке.
Время работы по установке ГБО, по словам работника компании, зависит от количества цилиндров, если у двигателя 4 цилиндра, то 1 день, если 6 – то 2 дня, если 8 – то 3 дня. Стоимость услуг также зависит от количества цилиндров, если у инжекторной машины 4 цилиндра – 156 тыс. тенге, 6 цилиндров – 185 тыс. тенге, 8 цилиндров – 215 тыс. тенге.
«Не все машины подлежат установке газового оборудования, недавно мы столкнулись с этим, машины с двигателем GTI не подлежат установке ГБО, потому что там идет прямой впрыск», – говорит Бахытай Машакова.
На сайте компании говорится, что они уже переделали 20 тыс. единиц автотранспортной техники за 7 лет работы, вряд ли это все незаконно, но Эдуард Эдоков настаивает на своем.
«Получить разрешение от производителей, на мой взгляд, очень сложно. Я бы на месте производителей, которые вкладывают в разработку, в проверку безопасности, разрешить кому-то влезть в мою машину и что-то переделывать, конечно, не разрешил, так как машина автоматически снимается с гарантии», – поясняет Эдуард Эдоков.
По итогам разрешения завод должен обеспечить компанию, занимающуюся установкой газового оборудования, квалифицированными специалистами, качественным оборудованием и т.д. Монтаж такого оборудования должны делать специалисты, которых одобрила компания-производитель, добавляет эксперт.
Но на том же сайте компании AutoGaz уточняется, что все сотрудники компании получили профессиональное образование и стажировку в компаниях за рубежом.
С другой стороны, по словам Эдуарда Эдокова, как для жителя города Алматы, машины, работающие на газе, отлично бы решили проблему с загрязнением воздуха, да и газ в разы дешевле, что сэкономило бы бюджет, но во главе этого всего должна стоять безопасность.
Напомним, что в начале сентября этого года аким Алматы Ахметжан Есимов на открытии двух автомобильных газонаполнительных компрессорных станций сказал, что в Алматы разработан ряд мер, стимулирующих частный сектор перейти на газ.
«У нас есть соглашение с «КазтрансгазӨнімдері» о том, что в течение 4 лет стоимость на газ будет на 40% ниже средней стоимости на бензин и дизтопливо. Важно, чтобы частный сектор перешел на газ. Для этого при СПК «Алматы» создана микрокредитная организация, которая будет финансировать тех автолюбителей, которые пожелают перевести свой транспорт на газовое топливо», – пояснил Ахметжан Есимов.