Учебный год для школьников в этом году начался с появлением очередных нововведений, им предлагают изучать новые предметы. В следующем году их могут ожидать дополнительные новшества. Так, депутаты обсуждают изменения, которые обяжут родителей отдавать детей в школу с 6 лет и приобретать форму через государственный заказ. Однако эксперты не все возможные нововведения оценивают позитивно.
Все равны как на подбор
В ходе пленарного заседания, прошедшего 1 октября 2014 года, Жамбыл Ахметбеков, депутат Мажилиса Парламента РК, предложил выделять деньги на субсидии родителям для покупки школьной формы в виде государственного заказа на пошив.
Депутат предложил шить школьную форму в виде госзаказа с последующей продажей ее по более низкой цене. По его мнению, надо субсидировать и приобретение специальных учебных материалов.
«Собрать ребенка в школу – это недешевое удовольствие. Есть семьи, которым, чтобы купить ребенку все необходимое к школе, пришлось брать кредит, так как собственных средств не хватает», – передает слова Жамбыла Ахметбекова КазТАГ.
В среднем за 2014 год подготовка ребенка к школе, по информации депутата, обошлась семейному бюджету минимум от 40 тыс. до 50 тыс. тенге. При этом, как отметил Жамбыл Ахметбеков, во многих регионах реальная зарплата составляет 60-80 тыс. тенге.
«Школам нужно помогать, но также им нужно предложить выбор, чтобы они различались между собой. Пусть у одних будут юбочки в клеточку, у других в полосочку. Давать возможность детям надевать хорошую школьную форму, но чтобы они отличалась от других, быть может, эти дополнения внесут родители», – считает Марианна Гурина, президент общественного фонда «Ұлағатты жанұя».
Проблема с одеждой у детей, по словам эксперта, начинается с 8-9 лет, когда они не хотят надевать то, что им купили ранее, или хотят такую же форму, как у одноклассника. Форма, по оценке г-жи Гуриной, – это решение многих проблем, она приучает детей к постоянной культуре.
Школьная форма действительно помогает быть детям наравне друг с другом, какими бы разными они ни были. Психологи считают, что выделяться детям в школе лучше знаниями и успехами в учебе, а не дорогой одеждой. Не все родители могут позволить себе дорогую и фирменную школьную форму, а на этом фоне у детей тоже появляются комплексы и нежелание ходить в школу. Одинаковая школьная форма дисциплинирует детей, считают педагоги и психологи.
Проблем у школ много, и решать их нужно постепенно, считает Жамбыл Ахметбеков. По его словам, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в системе образования, фракция КНПК предлагает целый ряд мер.
Среди этих мер депутаты фракции предлагают провести анализ потребностей казахстанских школ в учебниках. В рамках этого мероприятия необходимо создать условия для своевременного полного обеспечения школьников бесплатными учебниками, ежеквартально отслеживать потребность в учебниках, сделать процедуру закупки учебников прозрачной. Они также предложили ввести обязательную отчетность Министерства образования и науки РК о затратах на покупку учебников. Еще одно нововведение, за которое выступают депутаты этой фракции, – законодательно закрепить норму об обязательном бесплатном горячем питании учеников до 4 класса. А также регламентировать деятельность родителей в родительских комитетах, прописать основные функции комитетов. Немаловажным депутаты считают разработку и введение этики поведения учителей и родителей.
Чем раньше, тем лучше?
На заседании правительства, прошедшем 23 сентября 2014 года, был представлен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам образования», определяющий возраст приема в средние школы РК детей строго с 6 лет. Цель этого законопроекта – исключить обучение в одном классе разновозрастных детей, которое, по мнению депутатов, является проблемой.
Сегодня в отечественных школах большинству первоклашек по 6 лет. И предложение депутатов трудно назвать нововведением, это скорее упорядочение возрастной группы в школах. Однако специалисты уверены, что такое решение чревато серьезными проблемами со здоровьем и воспитанием.
В 6 лет ребенок, по оценке Марианны Гуриной, еще не привык долго сидеть за партой и ему трудно сосредоточить внимание. Детство у детей, по убеждению эксперта, должно быть счастливым, а для этого нужно не только издать указ принимать детей в школу только с 6 лет, но и продумать, как их завлечь учебой. «Порой даже родители не могут выполнить домашнее задание первоклассника, а дети, смотря на это, начинают отталкивать учебу уже в раннем возрасте. Лишь только первоклашки, придя в школу, говорят, что им нравится учиться, но по истечении первого полугодия их мнение, увы, меняется», – говорит Марианна Гурина.
Возрастной период с 5 до 11 лет признан учеными лучшим для начальной школы, но это еще не значит, что в 5 лет детей нужно отдавать в школу. Нужно начинать обучение потихоньку, для этого созданы множество развивающих центров, в том числе для детей с ранним развитием.
В принципе, детей, по мнению Нурбану Барибаевой, кандидата педагогических наук, доцента, лектора кафедры инновационных технологий и методики преподавания естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин Института повышения квалификации педагогических работников по Алматинской области, можно отдавать в школу с 6 лет, но это все сугубо индивидуально. «Есть дети, которые окончили дошкольные учреждения и им нужно развиваться дальше, почему бы не отдать их в школу, есть дети, которым в 6 лет еще в школу рано. Должны быть какие-то варианты, чтобы дети не были в классе разных возрастов, для этого существуют школы раннего развития», – объяснила она.
Это нововведение, по оценке депутатов, – отличный толчок к качественному переходу к 12-летнему образованию. Поступая в школу раньше, дети раньше закончат школу и в 18 лет уже могут поступить в вуз, пойти в армию.
Однако эксперты призывают не забывать о здоровье 6-летнего ребенка. «Начало учебы с 6 лет отрицательно скажется на здоровье ребенка, так как он не будет высыпаться, будет быстро уставать, не сможет долго сосредоточивать свое внимание на предметах – из-за этого снижается настроение ребенка и понижается гемоглобин, не говоря уже о психологических расстройствах, связанных с усталостью или переживаниями из-за неуспеваемости. И, конечно, это может привести к развитию различных комплексов», – говорит детский психолог Мадина Юсупова.
Для того чтобы сосредоточить внимание ребенка больше чем на 30 минут, преподавателям придется вести урок в виде игры и заинтересовывать детей так в течение всех 5-6 уроков. И традиционные оценки в первом или нулевом классе лучше не ставить, а заменить на звездочки, солнышко или что-нибудь другое, считает психолог.
Каждый год новый предмет
В начале сентября текущего года пресс-служба акимата Астаны сообщила, что во всех учебных заведениях должны пройти уроки нравственности. Для преподавателей, директоров и заместителей школ по воспитательной работе в акимате предусмотрели обучающие семинары. Также в министерстве образования и науки создана комиссия, которая даст оценку действиям учителя и руководства школы.
Это не первые новые предметы, которые были введены в казахстанских школах. Около года назад в школах начали преподавать «Абайтану», «Алаштану» и «Регионоведение».
«Изначально задумка хорошая, но наш типовой учебный план имеет определенные рамки, а эти новые предметы урывают часы у основных предметов, идет их сокращение. Самопознание, уроки экономики и информатики увеличили сейчас в школах, а математики, русского языка и литературы уменьшили. Эти предметы нужно вставлять не в инвариантную часть, а в вариативную, то есть на выбор ученика», – говорит Нурбану Барибаева.
По мнению доцента, детям нужно предложить на выбор 5-10 предметов, которые они смогут изучать в свободное от базовых предметов время, так как ребенок не может находиться в школе слишком долго, младшие классы находятся в школе от 6-8 часов, а старшеклассники – до 10 часов.
«Идея новых предметов – отличная. Такие предметы, как абаеведение, нужны, потому что детям обязательно нужно знать своих великих мыслителей, это нравственный урок. Но существует проблема: министр образования и науки на августовской конференции сказал, что наша страна находится на последнем месте по уровню образования, а я добавлю, что по уровню суицида – на первом. Думаю, что между этими двумя проблемами можно провести линию», – считает Марианна Гурина.
По мнению эксперта, детям не всегда интересны предметы, им не всегда нравится учиться, потому что они обучаются этим предметам у педагогов, которые ведут сразу несколько предметов, а значит качество преподавания страдает. Примерно 90% школьников, по информации г-жи Гуриной, отвечают, что учиться им не нравится. Это, по мнению эксперта, объясняется тем, что школьников ждет по 7 предметов каждый день.
Однако, по данным центра исследований «Сандж», на вопрос нравится ли им учиться однозначно утвердительно ответили 69% детей, 25% ответили, что им не всегда нравится учиться и 4% – никогда. Уроки всегда интересны для 54% опрошенных детей.
Нельзя ожидать, что учеба будет даваться легко большинству учащихся, учитывая нарастающую сложность школьной программы. Между тем хорошим знаком является то, что позитивное отношение к учебе характерно для большей части детей, как и интерес к учебному материалу. Однако ситуация в отдельных регионах указывает на то, что некоторая часть детей полноценно не вовлечена в учебный процесс, так как им это не интересно или учеба дается слишком тяжело.