USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.76$
-0.370
BTC
104061.00$
-1926.000

Бензин и доллар в одной упряжке

В Беларуси розничные цены на ГСМ привязали к курсу американской валюты

Share
Share
Share
Tweet
Share
Бензин и доллар в одной упряжке- Kapital.kz

В Беларуси согласован новый подход к изменению розничных цен на автомобильное топливо. Такой новостью государственный концерн «Белнефтехим» сопроводил удорожание ГСМ, которое произошло 9 сентября.

Суть ноу-хау в том, чтобы привязать ценники на АЗС к официальному курсу доллара в стране. Индикативной маркой топлива определен бензин АИ-92-К5-Евро, литр которого должен стоить $1 в пересчете на белорусские рубли.

Курс валюты ищите на АЗС

Предельная максимальная розничная цена на АИ-92-К5-Евро поступательно, в несколько этапов, будет установлена в размере, эквивалентном $1 за 1 литр, объяснили новый механизм ценообразования в концерне. Затем стоимость данного вида бензина будет периодически индексироваться в зависимости от изменения курса белорусского рубля по отношению к доллару США. Пересмотр цен на остальные виды нефтепродуктов будет производиться при сохранении существующего ценового соотношения между бензином АИ-92-К5-Евро и другими марками топлива.

По мнению руководства «Белнефтехима», такой подход «позволит сочетать государственное и рыночное регулирование цен и приблизить действующий в Республике Беларусь механизм ценообразования на автомобильное топливо к мировой практике».

В концерне также отмечают, что новый механизм «даст возможность нефтеперерабатывающим заводам более оперативно реагировать на изменения стоимости нефтяного сырья, которое белорусские нефтеперерабатывающие заводы приобретают в Российской Федерации по предоплате только за валюту». Уровень цены 1 литра индикативной марки бензина АИ-92-К5-Евро, равнозначный $1, «позволит обеспечивать минимальную эффективность работы нефтеперерабатывающих заводов Республики Беларусь и возможность для их дальнейшей модернизации».

Сейчас даже после третьего с начала года подорожания литр бензина в Беларуси стоит все еще меньше доллара, но ненамного – 10,100 белорусских рублей за литр Аи-92-К5-Евро при том, что курс доллара, установленный Нацбанком РБ на день подорожания ГСМ, составлял 10,470 рублей. Самое дешевое дизтопливо стоит 10,950 рублей за литр.

То есть фактически привязка к доллару уже состоялась. Когда же «поступательная» стыковка произойдет и по всей форме, то справляться о цене на бензин, вероятно, надо будет на валютно-фондовой бирже, где курс доллара почти каждый день прирастает на 10 рублей. На АЗС же впору будет искать актуальные курсы валют.

Догнали и перегнали Россию

В прошлом году повышение цен на ГСМ «Белнефтехим» мотивировал необходимостью частично компенсировать повышение ставок акциза, еще раньше – поэтапным выравниванием цен со странами Таможенного союза и ростом мировых цен на нефть. Чиновники, особенно во времена кризиса, любили жаловаться на то, что из-за диспаритета цен бензин с белорусских АЗС бесконтрольно вывозится в Россию.

Последний аргумент больше не актуален: после сентябрьского повышения бензин в Беларуси стал дороже, чем в России. И намного дороже, чем в Казахстане. Достигнутый паритет позволил Совмину РБ отменить ограничение по продажам топлива для грузовых автомобилей на приграничных заправках, которое действовало с 2011 года: не более 200 литров на один грузовик.

Эксперты новый механизм ценообразования раскритиковали, назвав искусственным и несправедливым. Все обратили внимание на то, что привязка к доллару произошла в то время, как в среднесрочной перспективе складывается устойчивая тенденция снижения цены на нефть.

«Если будет снижаться цена на нефть, должны понижаться и цены на бензин. Но при новой системе ценообразования «Белнефтехим» будет получать завышенную прибыль. На рынке в других странах цены на бензин будут понижаться, а у нас – наоборот. И это ненормально», – прокомментировал нововведение белорусский экономист Леонид Злотников.

 Он также обратил внимание на девальвационные риски. «Сейчас доллар искусственно занижен и в этом состоянии его поддерживает необычная политика Национального банка. Долго это Нацбанк делать не может. Значит, через полгода-год может случиться так, что доллар взлетит, и покупательная способность доллара относительно рубля будет повышаться. Соответственно, тогда искусственно будут завышаться доходы «Белнефтехима». Это не рыночный подход», – считает экономист.

Народное мнение таково, что если уж и привязывать к чему-нибудь цены на бензин, то к ценам на нефть. «Переработка нефти не выросла в ценах же? Почему тогда дорожает бензин?» – вопрошали простые минчане во время уличных опросов СМИ.

Цена свяжет «лишние» деньги

Ответ кроется, во-первых, в состоянии белорусской экономики, во-вторых, в самочувствии белорусской нефтепереработки.

В условиях перманентного финансового кризиса для властей остается актуальной задача изъятия у населения «излишков» денежной массы. Рост заработной платы в стране долгое время не соответствовал производительности труда, и этот «навес» из незаработанных денег является дополнительным фактором риска для финансовой системы. Обезвреживается он через повышение цен.

Белорусская нефтепереработка наряду с калийным производством – главный налоговый донор страны, и от ее доходов напрямую зависит наполняемость бюджета. Несмотря на то, что Беларусь регулярно выбивает у России нефтяные бонусы, общее состояние отрасли оставляет желать лучшего.

Как свидетельствует официальная статистика, в январе-июле 2014 года поставки на внешние рынки белорусских нефтепродуктов уменьшились в денежном выражении почти на $200 млн. За первые семь месяцев Беларусь поставила на экспорт 8,61 млн тонн нефтепродуктов, что на 4,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В денежном выражении экспорт снизился на 2,9% – до $6,54 млрд.

Тут во многом сказался полномасштабный капремонт на полоцком «Нафтане», который повлек остановку практически 70% мощностей завода. Повлияли и события на Украине, на которую приходится около 11% белорусского топливного экспорта.

Но текущие проблемы не так важны по сравнению с нерешенным вопросом о возврате экспортных пошлин от продажи белорусских нефтепродуктов, произведенных из беспошлинной российской нефти, в бюджет РФ.

Нефтепереработчики боятся маневра

По итогам 2012 года республике пришлось перечислить в российский бюджет $3,85 млрд нефтяных пошлин, в 2013 году – $3,3 млрд. Останься эти деньги в стране, мечталось Александру Лукашенко, он бы превратил Беларусь в Арабские Эмираты.

В процессе подготовки договора о ЕАЭС Минск добивался отмены этого несправедливого, с его точки зрения, порядка. Однако выторговать уступку в полном объеме так и не удалось. Вместо отмены соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин нефти и нефтепродуктов стороны подписали протокол о внесении в него изменений. Согласно документу, с 2015 года Беларусь будет ежемесячно зачислять в свой бюджет не менее $125 млн экспортных пошлин на нефтепродукты, остальная сумма будет направляться в российский бюджет.

Это значит, что в будущем году Беларусь оставит у себя около $1,5 млрд экспортных пошлин. Не $3-4 млрд, как хотел Лукашенко, но все-таки… Причем эти $1,5 млрд белорусская сторона рассматривает «как первый этап выхода на взаимоотношения без этих ограничений», рассчитывая в 2016 году вернуться к серьезному разговору и пересмотреть сумму в большую сторону.

Проблема в том, что Россия считает такие условия игры для себя очень невыгодными и думает над тем, как компенсировать потери своего бюджета. По подсчетам Минфина РФ, сохранение экспортных пошлин на действующем уровне с учетом достигнутых договоренностей по созданию ЕАЭС означает субсидирование белорусской экономики порядка 180-200 млрд российских рублей в год. Чтобы пресечь это, в правительстве РФ готовят «большой налоговый маневр».

Его смысл в том, чтобы существенно снизить нефтяные пошлины на бензин и дизтопливо, одновременно существенно повысив налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снизив акцизы на некоторые марки автобензинов. Это будет означать значительный рост цен на российскую нефть, которую покупает для переработки Беларусь. Таким образом, произойдет перераспределение нагрузки с пошлин на сырье и, не нарушая интеграционных условий ЕАЭС, России удастся отвадить белорусского «нахлебника».

«Налоговый маневр» планируется применить уже с начала 2015 года, и это очень беспокоит Минск. По предварительным оценкам белорусских нефтепереработчиков, их убытки могут составить до $50 на каждой тонне нефти.

Обнадеживает их то, что сценарий не окончательный. Он несет большие угрозы и российскому нефтяному рынку, и это хорошо понимают в российском правительстве.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.