В этом году вот уже в пятый раз подряд улицы Алматы на целый месяц, с 28 августа по 29 сентября, станут галереей современного искусства под открытым небом. ARTBAT FEST 5 объединит в себе паблик-арт проекты иностранных и казахстанских художников, выставки, перформансы, мастер-классы и лекции.
Куратором фестиваля в этот раз стала известный международный арт-специалист Кристина Штейнбрехер-Пфандт, являющаяся арт-директором ярмарки современного искусства VIENNAFAIR The New Contemporary. Ее появление ознаменует выход фестиваля на новый уровень развития и привлечет внимание международной общественности к алматинскому событию.
Алматы станет «городом разума»!
Основная программа ARTBAT FEST 5 будет посвящена «Городу разума». «Город разума – это арт-проект, изучающий потенциальное влияние социального поведения, благоприятного как для внешней среды, так и для общества, кроме того, он исследует эстетическое воздействие искусства на развитие инфраструктуры города», – поясняет г-жа Штейнбрехер-Пфандт. Проект основан на принципе улучшения общественного пространства с помощью современного искусства и дизайна. Он сосредоточен на роли творческого подхода в градостроении. По замыслу куратора, проект предлагает амбиционный план развития города как пространства для жизни, уравновешивающего социальные, экономические и экологические задачи с требованиями инфраструктуры.
Так, к примеру, в рамках ARTBAT FEST 5 предполагается создание нескольких площадок для встреч горожан. Казахстанская художница и куратор Гайша Маданова, работающая в настоящее время в Германии, задумала преобразовать один из дворов Алматы в микрорайоне Коктем в рамках проекта нецентрального городского квартала. Голландская арт-группа REFUNK, используя промышленный и бытовой материал, бывший в употреблении, создаст коммуникационную молодежную площадку.
Всего в программе фестиваля заявлено 15 участников. Среди них: Александр Лысов (Россия), Мартин Дэнкер и Фридеман Банц (Германия), Саид Атабеков (Казахстан), EVOL (Германия), Павел Киселев (Россия), Рашад Алакбаров (Азербайджан), Société Réaliste (Франция), Сауле Сулейменова и другие.
Также в программе фестиваля предусмотрен ставший уже традиционным для ARTBAT FEST «Выставочный марафон», а именно: выставка молодых казахстанских художников On Love and Other Teachers…, выставка современного искусства из коллекции российского Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина и персональная выставка украинской художницы Оксаны Мась.
Бюджет, которого сначала «нет»
ARTBAT FEST, как и большинство похожих ивентов, финансируется по структуре zero based budget, что означает, что деньги на проект каждый год находятся различными путями и из разных источников. «После того как в 2012 году наш фестиваль стал официальным городским мероприятием, акимат Алматы поддерживает нас как административно, так и финансово. Это позволяет нам иметь гарантированный финансовый каркас, на который потом проще «нанизывать» дополнительные финансовые ресурсы: фонды, культурные организации, меценатов, коммерческих спонсоров. Деньги к деньгам и то, что финансирование начинается с государства, а продолжается уже всеми остальными способами и есть правильная модель финансирования культурных проектов», – поясняет Игорь Слудский, руководитель общественного объединения «Евразийский Культурный Альянс», являющегося организатором фестиваля.
После того как становится известен бюджет, выделяемый на следующий фестиваль, команда ARTBAT FEST формирует примерный формат мероприятия. Основной проект фестиваля – паблик-арт программа – самая сложная и дорогостоящая часть. Кроме расходов на производство работ, которые специально изготавливаются к каждому фестивалю, существует необходимость в логистике и проживании, в течение 10-15 дней, большого числа художников.
При этом бюджеты на работы бывают самые разные. К примеру, проект «Тени предков» Сауле Сулейменовой стоил около 30 000 тенге, тогда как граффити на Фурманова – Курмангазы московской группы «310» обошелся уже в 640 000 тенге.
Бюджеты выставочных проектов фестиваля могут формироваться тремя способами. Самый частый путь – это производство работ непосредственно для выставки. Иногда контент формируется из уже имеющихся произведений. Тогда основными расходами являются аренда помещения, подготовка его к экспонированию работ, административные расходы. Кроме того, нам уже несколько раз удавалось привлекать партнеров, которые брали на себя расходы по доставке работ и администрированию выставки. В этом году такими партнерами ARTBAT FEST стали: IADA (Международная ассоциация развития искусства), Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина и московская молодая галерея Artwin.
Кроме этого, как уточняет г-н Слудский, в структуре расходов фестиваля довольно серьезное место занимает продвижение мероприятий, его пиар-компания, направленная на популяризацию идей и смыслов фестиваля.
«Мы уделяем серьезное внимание информированию о фестивале международной аудитории. С этой целью в 2014 году мы привлекли к партнерству швейцарское пиар-агентство. Этот контракт обойдется нам в 10 000 евро. Сумма достаточно скромная по международным меркам, однако для бюджета нашего фестиваля это довольно серьезная статья расходов. К счастью, половину этой суммы, а также гонорар куратора возьмет на себя наш международный партнер RDI Group», – добавил руководитель общественного объединения «Евразийский Культурный Альянс».
По оценке специалиста, базовый бюджет, за который можно сделать достойное событие международного уровня, это 50-60 млн тенге. «Наш бюджет в денежном выражении на порядок меньше, но если монетизировать такие нематериальные активы, как участие партнеров, в том числе международных, наши собственные производственные и инфраструктурные возможности, помощь единомышленников и волонтеров, то думаю, мы окажемся как раз в этом диапазоне», – полагает Игорь Слудский.
Мероприятия мирового масштаба, такие как Московская биеннале, «Документа» в Германии, Венецианская биеннале и прочие обходятся организаторам от $3 до 10 млн. «Конечно, это системообразующие события, привлекающие сотни тысяч туристов и формирующие тренды и направления в современном искусстве. Но почему бы и нашему городу не поставить перед собой такие же высокие и амбициозные цели, благо мы имеем уникальное геополитическое положение, находясь на границе Европы и Азии, а также огромный культурный багаж и отличные коммуникационные межэтнические и межнациональные навыки», – считает эксперт.
Найти деньги на искусство – это тоже искусство
Как отмечают в «Евразийском Культурном Альянсе», в Казахстане довольно сложно найти поддержку для проектов, связанных с современным искусством. Во-первых, нет юридической инфраструктуры, которая стояла бы на стороне современного искусства. На Западе, например, компании, поддерживающие проекты от искусства, получают различные налоговые послабления. Таким образом, выигрывает и искусство, и бизнес, и власть, которая, потеряв в малом, частично снимает со своих плеч задачу поддержания искусства.
Во-вторых, у казахстанского бизнеса, как утверждает Владислав Слудский, арт-директор ARTBAT FEST еще не сформировалась та ментальность, которая толкнула бы большие компании обратить внимание на столь важное дело как культура и искусство. Как правило, это отдельные частные инициативы, которые не имеют серьезного масштаба.
В этом отношении показателен пример сотрудничества фестиваля с международными организациями. Так, уже который год ARTBAT FEST успешно сотрудничает с Alliance Frances и Гете-ИнститутКазахстан. «Большое дело в этом году сделали наши партнеры из British Council, которые спонсирует привоз знаменитого британского стрит-артиста sick boy, который будет делать граффити в Самале. Гете-Институт также помогает с финансированием ряда проектов немецких художников», – пояснил Владислав Слудский.
По всему миру British Council сотрудничает с лучшими представителями британской и международной творческой среды над проектами, которые объединяют артистов, организации и любителей искусства в разных странах, включая Казахстан. «Мы всегда рады поддержать местные культурные инициативы, и ARTBAT FEST, без сомнения, является одним из самых удачных и успешных проектов в Казахстане по продвижению современного искусства. Цель нашего партнерства с ARTBAT FEST заключается в том, чтобы поддержать развитие казахстанской культуры и дать возможность жителям Алматы больше узнать о творческих достижениях современной Британии», – полагает Галина Корецкая, руководитель проектов по культуре и искусству British Council в Казахстане.