Качество бензина в Казахстане могло ухудшиться из-за недочетов технического регламента Таможенного союза (ТС), который вступил в силу в 2013 году. В новом техрегламенте ТС была упрощена процедура подтверждения соответствия качества по топливу.
«Новый техрегламент ТС по топливу, устанавливающий к автомобильному бензину и авиационному керосину, дизельному и судовому топливу единые требования, привел к учащению случаев, когда недобросовестные производители или дилеры топлива пытаются подменить документы качества на свой товар», – передает слова Акмарал Калмуратовой, директора ТОО «Независимый центр экспертизы нефтепродуктов «ORGANIC», Tengrinews.kz.
По мнению эксперта, ранее орган сертификации выезжал и подтверждал, что данная партия выпущена на заводе и по качеству соответствует всем документам. Сейчас же, с вступлением техрегламента в силу, заявитель берет эту ответственность на себя. Таким образом, техрегламент позволил брать мошенникам качественный бензин у другого производителя, проводить его проверку как своего, и с этими результатами идти в органы сертификации. Как объяснила г-жа Калмуратова, ответственности за то, где были взяты эти пробы, орган не несет, поэтому разрешение будет выдано. Управление информации министерства индустрии и новых технологий также подтвердило, что сейчас полную ответственность за ненадлежащее качество бензина в Казахстане несут АЗС, как реализаторы.
«Техрегламент хорош для заводов-производителей бензина, так как для них процедура подтверждения соответствия стала проще. Но не каждый заявитель может быть добросовестным», – подчеркнула Акмарал Калмуратова.
Сложившаяся ситуация на рынке ГСМ Казахстана, по мнению Олега Егорова, главного научного сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК, будет меняться в связи с введением изменений в техрегламент. Так, 10 июля 2014 года вступает в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии «О внесении изменений в технический регламент», устанавливающее обязательные для применения и исполнения требования к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, выпускаемым в обращение на таможенной территории ТС. Изменения в технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» предусматривают «перенос для Казахстана сроков запрета на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина и дизельного топлива с 1 января 2014 года на 1 января 2016 года. Именно в результате запрета на выпуск в обращение бензина и дизельного топлива экологического класса К2 качество бензина на внутреннем рынке республики улучшится.
Акмарал Калмуратова также отметила, что, несмотря на техрегламент, в общем качество бензина в Казахстане повысилось. Дело в том, что в 2014 году стало больше ввозиться топлива 4 и 5 классов. «Если раньше у нас заводы производили топливо 2 класса и тоже его завозили, то сейчас на рынке появляются российский и китайский бензины 4 и 5 класса», – добавила она.
Однако до вступления в силу изменений в техрегламент еще 2 года. А сегодня ситуация на рынке ГСМ обстоит следующим образом. За пять месяцев 2014 года проведена 31 проверка на предмет соблюдения требований законодательства на предприятиях, реализующих нефтепродукты. В 20 случаях установлены нарушения, что составляет 65% от общего количества проведенных проверок. Наложено 12 штрафов на сумму 2,5 млн тенге, запрещена реализация 12 партий нефтепродуктов, не соответствующих требованиям технических регламентов, на общую сумму 2,8 млн тенге. Запрещено применение 88 единиц не внесенных в Реестр ГСИ РК средств измерений.
Факты нарушений выявлены на территории Алматы, Алматинской, Карагандинской, Западно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей.
Основными нарушениями являются несоответствие реализуемого бензина по фракционному составу (ТОО «Толеби ГазОйл», г. Шымкент), дизельного топлива по показателю температура вспышки (ТОО «Ойл КЗ Мунай Онимдери», г. Алматы). Имеют место применение неповеренных средств измерений и факты недолива (ТОО «Сонар Мунай Онимдери», г. Алматы).
В 2013 году проведено 267 проверок субъектов, занимающихся розничной и оптовой реализацией нефтепродуктов, в ходе которых в 119 случаях установлены нарушения. Результатом проверок явились многочисленные факты несоответствия реализуемых нефтепродуктов по показателям качества. В целом, по итогам государственного контроля за 2013 год приняты меры административного взыскания на сумму 14,96 млн тенге, даны запреты на реализацию 312 партий нефтепродуктов, реализуемых без сертификатов соответствия, маркировки, которые не соответствуют требованиям технических регламентов, на сумму 58,7 млн тенге, и на применение 545 неповеренных средств измерений.
Как уверяют представители компании «КазМунайГаз», отечественные НПЗ – «Атырауский нефтеперерабатывающий завод», «Павлодарский нефтехимический завод» и «ПетроКазахстан Ойл Продактс» – на сегодняшний день выпускают топливо в соответствии с требованиями технического регламента ТС. На каждую партию или серию выпущенного товара завод выдает декларацию о соответствии и паспорт качества топлива. Завод-изготовитель гарантирует качество нефтепродуктов при условии соблюдения требований по транспортировке и хранению, которые здесь с точностью выполняются. Другими словами, такое топливо будет безопасно и для двигателя автомобиля, и для окружающей среды.
Между тем основной проблемой низкого качества бензина, по мнению г-на Егорова, остается то, что на отечественные НПЗ поступает сырье с разных месторождений. Как уже неоднократно объяснял эксперт, высокого качества продукции можно добиться, только если каждый завод будет постоянно получать нефть одного определенного сорта и качества. То есть физико-химические характеристики должны быть едиными, а сырье должно быть с одного месторождения.
Однако казахстанские нефтяные заводы получают нефть с различных месторождений разных качественных характеристик. Так, по словам эксперта, на Атырауский НПЗ поступает нефть с различных казахстанских месторождений. Шымкентский НПЗ перерабатывает китайскую и российскую нефть. И только Павлодарский НПЗ полностью работает на российской нефти. По этой причине на улучшение качества бензина рассчитывать не приходится.