АО «Банк развития Казахстана» (БРК) декларирует активный поиск жизнеспособных проектов в нашей стране, подкрепляя слова реальной финансовой поддержкой. БРК продолжает наращивать портфель перспективных проектов – так называемый pipeline. Он уже включает более 28 проектов, потребность которых в займах БРК оценивается в размере свыше 1 трлн тенге. Наибольшая часть заявленных проектов находится в регионах Казахстана. К слову, только 2% ссудного портфеля Банка развития на сегодня приходится на Астану и Алматы.
Что касается текущего портфеля проектов БРК, то он, образно говоря, «созрел», и уже дает новые плоды. Сразу два крупных проекта заработали в Костанае в июне текущего года. Оба профинансированы БРК. 19 июня состоялась презентация завода стальной арматуры «Евраз Каспиан Сталь» (ЕКС). Проект стоимостью $131 млн на 70% профинансирован Банком развития. Его мощность – 450 тыс. тонн строительной арматуры в год. Как сообщил руководитель проекта ЕКС Андрей Мирский на церемонии открытия, это первый проект российского холдинга «Евраз», который реализован с нуля (Greenfield Project). По его словам, решение «Евраза» о строительстве завода именно в Казахстане связано с беспрецедентными мерами поддержки, которые российский инвестор получил в нашей стране. «Такую поддержку, которую нам оказали в Казахстане, мы даже в России не получили бы», – признался Андрей Мирский. По мнению другого спикера мероприятия, директора «Каспиан Трейд» (входит в АО «Каспийская группа») Роберта Ли, строительство завода стало возможным благодаря недорогому финансированию со стороны БРК.
Начало промышленного производства арматуры в Костанае позволит заместить импорт. На недавнем республиканском совещании по вопросам развития строительной индустрии Асет Исекешев, министр индустрии и новых технологий, рассказал, что казахстанские производители стройматериалов могут покрыть внутренний спрос только на 65%. По данным МИНТ, еще более серьезно обстоят дела в таких сферах, как выпуск стальной арматуры и металлических труб. Арматура в числе наиболее импортируемых товаров Казахстана – наряду с рыбой, птицей и молочной продукцией.
Для нашей экономики является немаловажным и то, что на заводе создано более 250 новых рабочих мест. Причем таких мест, которые значительно повысят производительность труда в Костанайской области. Ожидается, что на одного работника завода она составит 65 млн тенге в год.
Реализация строительства завода стала очередным успешным проектом БРК, который является социально и экономически важным не только для региона, в котором расположен, но и для страны в целом.
Ранее в Костанае был дан старт проекту сборки автомобилей «Toyota Fortuner» (ТОО «СарыаркаАвтоПром»). Это не первый автосборочный проект «Агромашхолдинга», который реализуется при финансовой поддержке БРК. По словам директора мелкоузловой сборки «СарыаркаАвтоПром» Антона Талпы, ежесуточно на предприятии планируется собирать 12 автомашин (сейчас – до 8) этой марки с тем, чтобы довести производство до 3 тыс. единиц в год. Оборудование, поставленное по лизинговой линии «БРК Лизинг» («дочка» БРК), позволяет собирать до 6 тыс. автомобилей в год. Первые авто «Toyota Fortuner» уже сошли с конвейера и поступили в дилерские сети.
По словам инвесторов, решение о месторасположении производств именно в Костанайской области было принято с учетом многих факторов. Это и близость к сырьевым источникам, удобное географическое положение, развитая промышленная инфраструктура области. Плюс к тому разветвленная сеть железнодорожных сообщений и автодорог, экономический потенциал области.
По информации Думана Аубакирова, заместителя руководителя Проектной дирекции АО «БРК», с участием Банка развития в Костанайской области реализуются проекты общей стоимостью более $200 млн. «Эти проекты реализованы благодаря недорогому финансированию Банка развития Казахстана. Предприятия будут выпускать востребованную на рынке продукцию с высокой добавленной стоимостью, осуществлять трансферт технологий, а также создавать новые рабочие места в области», – рассказал он.