Тема украинского кризиса стала одной из самых остро обсуждаемых на XIIЕвразийском медиафоруме в Астане. Во время открытия председатель организационного комитета ЕАМФ, вице-спикер Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева выразила мнение о том, что освещение и обсуждение последних событий в Украине стало наглядным примером негативных проявлений в социальных сетях.
«Посмотрите ленты новостей за апрель. События в Украине породили цунами дезинформации, львиная часть которой распространяется через социальные сети и блоги. В Турции заблокировали Youtube и Твиттер, которые позже и разблокировали. Острейшие дискуссии не прекращаются до сих пор. В России Государственная дума приняла в первом чтении законопроект, приравнивающий блогеров к СМИ. Эмоциональное обсуждение этого решения разворачивается у нас на глазах», – сказала г-жа Назарбаева.
По ее мнению, общество должно защищаться от потока дезинформации в социальных сетях. «Ничто не разрушает общество так, как безответственность. Популярные социальные сети нередко, особенно в периоды кризиса, превращаются в поле словесной брани и серьезных обвинений и непрекращающиеся истерики. Общество должно, просто обязано научиться себя защищать от этого электронного вируса помешательства. Не запрещать, но защищать. Это чрезвычайно важная тема», – подчеркнула Дарига Назарбаева.
В свою очередь известный российский телеведущий Владимир Познер отметил, что нарастающую напряженность между США и РФ, связанную с украинскими событиями, нельзя называть идеологической борьбой.
«Большинство из нас выросли и жили в годы холодной войны. Это было опасно, но благодаря тому факту, что две оппонирующие стороны обладали ядерным оружием, худшего не случилось, и не давало странам нападать друг на друга, был сдерживающий эффект. Сегодня опять идут разговоры о холодной войне. Я бы сказал: нужно быть осторожней с терминологией. Холодная война была результатом идеологии, борьбы за умы мира», – сказал Владимир Познер.
Сегодня, по мнению телеведущего, в мире наблюдаются более опасные процессы.
«Существует серьезная, растущая напряженность между бывшими оппонентами холодной войны – Соединенными Штатами Америки и Россией. Но это уже не идеология. Это совершенно другой вопрос. Своего рода это даже важней… В старые плохие времена мир выстраивался или за одной, или за другой стороной, а сейчас этого больше нет. Сегодня много стран, которые говорят каждая за себя. Китай ни за кем не стоит, Индия ни за кем не становится, то же самое с Аргентиной, с Бразилией. И если продолжать по цепочке, то увидим, что уже больше нет неких единых фронтов. И это опасно. То, что происходит на Украине, затмевает большинство событий. Хотя очень много другого – в Ираке, Сирии, Иране, Северной Корее, Китае, и этот список очень длинный», – отметил г-н Познер.
Экс-спикер палаты представителей конгресса США (1995-1999 гг.) Ньют Гингрич в ходе приветственной речи также затронул тему украинского кризиса. В частности, он считает, что Владимир Путин не является демонической фигурой, которая может развязать третью мировую войну. «Мне кажется, что сегодня в мире нет эффективных моделей того, к чему мы стремимся прийти. Я надеюсь, что президент Путин тоже вздохнет глубоко, немного отступит и позволит нам тоже подумать», – подчеркнул он.
Американский эксперт отметил, что РФ располагает сотнями единиц атомного оружия. «Это не Ирак, не Афганистан. Это великая страна с огромными возможностями, и она, наверное, тоже имеет свое понимание вещей», – считает экс-спикер палаты представителей конгресса США.
Однако в современном мире большие опасения вызывает агрессия, проявляемая со стороны Китая, отметил эксперт.
«Глядя на сегодняшнюю планету, нам всем необходимо признать, что стратегически потенциально более неприятно смотреть на китайскую агрессивность, чем на российскую. Даже решение китайского суда арестовать японское судно... У Китая в паспортах международных в его территорию включены острова Вьетнамские, Филиппинские, Японские. Это растущая мощная и довольно неуклюжая держава. Нам понять нужно, как с такого рода проблемами мы будем справляться», – сказал Ньют Гингрич.