Меры государства по регулированию финансового рынка с каждым годом становятся все жестче. На этот раз под прицел регулятора могут попасть банки, чей уставный капитал не дотянет до планки в 90 млрд тенге. Если обсуждаемая инициатива Нацбанка вступит в силу, банковский сектор может недосчитаться нескольких игроков.
Постепенно регулятор все плотнее закручивает гайки на финансовом рынке. В 2013 году за неэффективное управление пенсионными активами накопительные пенсионные фонды (НПФ) лишились своей роли по привлечению вкладчиков и права аккумулировать пенсионные активы. Эстафету перехватил Единый накопительный пенсионный фонд, инвестиционную стратегию которого будет формировать Нацбанк РК. Пока не известно, какие пенсионные фонды останутся на рынке и будут работать как управляющие компании. Оглашенные ранее правила, которые обозначили требования к НПФ для работы в качестве управляющих компаний, перекрыли доступ к пенсионному рынку некоторым НПФ.
Как следует из этого документа, к участию в тендере по выбору управляющей компании допускаются претенденты, соответствующие определенным требованиям. Одним из критериев, который регулятор установил для НПФ, является отсутствие убытков по результатам одного года из двух завершенных финансовых лет. При этом в Правилах уточняется, что, если претендент является участником банковского конгломерата, для оценки соответствия требованию используются данные консолидированной финансовой отчетности родительской организации банковского конгломерата.
По данным годовой отчетности, многие фонды на протяжении двух последних лет приносили прибыль своим акционерам. В их список вошли НПФ «Грантум», НПФ «Астана», НПФ «Капитал» и НПФ «Народного банка Казахстана». Отбор могут не пройти 2 фонда. Под прицел может попасть НПФ «УларУмит», который по итогам 2012 года заработал чистую прибыль 1 млрд 366 млн тенге, но 2011 год стал для фонда убыточным. НПФ «Республика» по итогам последних двух лет вышел в убыток. Но не исключено, что правила, оговаривающие требования к НПФ для работы в качестве управляющей компании, могут стать еще жестче.
«Думаю, что будут очень жесткие требования к фондам, поскольку мы недовольны многими предыдущими управляющими пенсионных фондов. Эти правила (которые оговаривают требования к НПФ для их работы в качестве управляющих компаний – «Капитал.kz») будут корректироваться, и мы будем принимать новые. Это будет зависеть от того, какая концепция и какие направления инвестирования будут приняты», – заявил в январе 2014 года глава Нацбанка РК Кайрат Келимбетов.
Количество микрокредитных организаций может сжаться
Регулятор не упустил из виду также деятельность микрокредитных организаций. В интервью узкому кругу журналистов глава Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана Анатолий Глухов не исключил, что к 2016 году количество действующих компаний, которые будут заниматься микрокредитованием, сократится. По его словам, в настоящее время на рынке микрофинансирования зарегистрировано 1700 организаций, из них реальную деятельность осуществляет лишь 800. «Был принят новый Закон о микрофинансовых организациях. В соответствии с законодательством после 2016 года деятельность рынка микрокредитования будет осуществляться под надзором Нацбанка. Сегодня законодательство позволяет пока микрокредитным организациям, созданным до принятия нового закона, работать на рынке. В то же время закон предоставляет возможность новым финансовым организациям регистрироваться в качестве микрофинансовых организаций», – сообщил г-н Глухов.
Собеседник отметил, что микрофинансовые организации, для того чтобы осуществлять свою деятельность по микрокредитованию, должны будут в обязательном порядке пройти учетную регистрацию в Нацбанке. «Есть определенный перечень требований, определенные пруденциальные нормативы, которые микрофинансовые организации должны выполнять. В том числе немаловажно, что новый закон будет направлен, в том числе и на защиту прав потребителей услуг микрофинансовых организаций. Учитывая, что деятельность микрофинансовых организаций с 2016 года будет регулироваться Нацбанком, то соответственно заемщики таких компаний будут иметь возможность обратиться к регулятору, который может защищать их права. С 1 января 2016 года в Казахстане могут осуществлять деятельность по микрокредитованию только микрофинансовые организации», – сообщил он.
Г-н Глухов поделился, каким требованиям должны соответствовать компании, которые захотят работать на рынке микрофинансирования. «Во-первых, компания должна быть прозрачна, иметь бизнес-план – это мониторит Нацбанк РК. Во-вторых, компания должна выполнять пруденциальные требования. Этот инструмент направлен на повышение финансовой устойчивости компании. Есть еще третий момент, в настоящее время вносятся изменение в Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма». То есть в рамках этого изменения микрофинансовые организации также становятся субъектами финансового мониторинга. То есть они также должны взаимодействовать с Комитетом по финансовому мониторингу Министерства финансов РК в рамках реализации этого закона», – отметил г-н Глухов.
Брокерские компании также не остались в стороне. В 2013 году правила игры на брокерском рынке стали более жесткими. Регулятор принял решение более чем в 2 раза повысить требования к капиталу брокеров. Если до 2013 года минимальный уставный капитал брокерских компаний должен был быть не менее 140 тыс. месячных расчетных показателей (МРП), то в 2013 году данная планка была увеличена до 400 тыс. МРП.
Процесс укрупнения банков может продолжиться
Особенно актуальной проблема надежности банков стала именно после мирового финансового кризиса. В конце 2009 года тогда еще занимавший пост главы ФНБ «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов заявил, что необходимо сократить количество существующих в Казахстане банков, повысив требования к их собственному капиталу. Тогда минимальный размер собственного капитала для коммерческих банков, работающих в Астане и Алматы, в том числе для вновь создаваемых, составлял 5 млрд тенге. И г-н Келимбетов озвучивал, что собственный капитал может быть увеличен до 10-15 млрд тенге.
«На мой взгляд, может быть не 37 банков в Казахстане должно быть, а не больше 10-15, поскольку мы столкнулись в период кризиса с неадекватной ответственностью акционеров по отношению к деятельности в этой сфере», – отметил экс-глава ФНБ «Самрук-Казына» в 2009 году.
В итоге инициатива регулятора реализовалась. Как отметили аналитики АО «BCC Invest», в 2011 году минимальный собственный капитал увеличился в 2 раза – с 5 млрд тенге до 10 млрд тенге.
В начале 2014 года экс-премьер Казахстана Серик Ахметов заявил, что экономике страны достаточно и 10 банков. К слову, сейчас на рынке работает 38 банков.
Между тем процесс укрупнения банков уже начался. С рынка могут уйти как минимум три банка, а возможно, и четыре. «Казкоммерцбанк» и бизнесмен Кенес Ракишев в конце 2013 года достигли предварительной договоренности о покупке «БТА Банка», в феврале 2014 года «Народный банк» заявил о том, что банк заключил соглашение о приобретении 100% акций ДБ «HSBC Банк Казахстан». К тому же, после реструктуризации «Альянс банка» ожидается объединение как минимум «Альянс банка», «Темiрбанка» и, возможно, Forte bank.
Впрочем, в долгосрочной перспективе государство уже нацелилось на сокращение количества небольших банков. В недавно опубликованном проекте Концепции развития финансового сектора РК до 2030 года говорится о том, что в Казахстане предполагается укрупнение небольших банков.
«Принудительного сокращения мелких банков или ограничения общего числа банков не предполагается, однако система регулирования будет направлена на укрупнение небольших банков либо их преобразование в другие формы кредитных организаций (кредитные товарищества, МФО). В частности, система рефинансирования Нацбанком РК будет предполагать проведение операций только с крупными и средними банками, что будет реализовано в рамках развития системы первичных дилеров рынка ценных бумаг», – указывается в документе.
Регулятор, похоже, уже в краткосрочной перспективе может повысить требования к банкам. На прошедшей недавно VIII ежегодной конференции Fitch Ratings по Казахстану представитель одного из банков заявил, что в переписке Ассоциации финансистов Казахстана с регулятором прошла информация, что в скором времени планируется увеличить минимальный уставный капитал для банков до 90 млрд тенге. «Уставный капитал варьируется в зависимости от банка, количества филиалов и других параметров. На текущий момент минимальный размер уставного капитала для банков составляет 5 млрд тенге», – отметила ведущий аналитик АО «BCC Invest» Наина Романова.
Но даже если планка в 90 млрд тенге не будет установлена, в настоящее время большинство крупных банков едва дотягивает до 50 млрд тенге. Согласно данным неаудированной отчетности банков на 31 декабря 2013 года, среди крупных банков уровень в 90 млрд тенге перешагнули лишь «БТА Банк» (более 1 366 млрд тенге), «Альянс банк» (свыше 273 млрд тенге), Казком (более 204 млрд тенге), «АТФБанк» (более 167 млрд тенге), «Нурбанк» (свыше 129 млрд тенге).
Уставный капитал других банков по финансовой отчетности по КСФО меньше: у «Банка ЦентрКредит» – 69 млрд тенге, у «Народного банка» – 66 млрд тенге, у «Темiрбанка» – 63 млрд тенге, у ДБ «Сбербанка» – 51 млрд тенге, у «Евразийского банка» – 30 млрд тенге, у Kaspi bank – 16 млрд тенге.
Как отметили в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» в ДБ АО «Сбербанк», в бизнес-план 2014 года не заложена докапитализация банка. «Банком не планируется увеличение уставного капитала, только в случае изменения регуляторной среды. В последний раз уставный капитал банка повышался в декабре 2013 года на $50 млн. В случае изменения регуляторной среды докапитализация будет проводиться за счет чистой прибыли банка», – уточнили в ДБ АО «Сбербанк».
В «Народном банке» отметили, что банк не располагает информацией об изменениях требований регулятора по увеличению минимального уставного капитала до 90 млрд тенге. «В ближайшее время банк не планирует увеличивать уставный капитал. В условиях замедления роста экономики государство стремится к формированию конкурентоспособного национального банковского сектора и осознанно проводит политику на «принудительное» укрупнение/слияние банков. Это должно привести к устойчивой финансовой системе с сильным конкурентным банковским сектором. Увеличение собственного капитала для банков посредством привлечения средств акционеров и увеличения прибыли – это дополнительная возможность для кредитования, проведения активных банковских операций, без риска для вкладчиков», – отметили в банке.
По мнению аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлена Бадыхана, сумма в 90 млрд тенге является несколько завышенной. «Средний размер уставного капитала казахстанских банков колеблется в районе 30 млрд тенге. На мой взгляд, минимальный размер уставного капитала не должен значительно превышать этот порог», – считает аналитик.
Г-жа Романова уточнила, что компания не осведомлена о намерении регулятора увеличить размер уставного капитала. «Данная информация к нам не поступала. По нашему мнению, увеличение уставного капитала до 90 млрд тенге маловероятно, так как это предполагает 18-тикратный рост от текущего показателя, что довольно существенно и ощутимо для небольших банков», – отметила Наина Романова.
По словам аналитика, существует несколько способов увеличения уставного капитала. «Компания может выпустить новые акции или увеличить номинальную стоимость акций (конвертация существующего количества акций). Должны отметить, что выпуск акций ограничен объявленными акциями, указанными в уставе. На практике большинство компаний делают дополнительную эмиссию, тем самым увеличивая размер уставного капитала. Также не исключена вероятность вхождения иностранных банков посредством выкупа пакетов акций казахстанских банков», – подчеркнула г-жа Романова.
Стоит отметить, что в России минимальный порог по уставному фонду демократичнее, чем в Казахстане. «В России этот показатель составляет 300 млн рублей (около 1 млрд 500 млн тенге). В прошлом году звучали предложения по повышению минимального уставного капитала до 1 млрд рублей (около 5 млрд тенге). Впрочем, даже после повышения он останется существенно ниже предлагаемого сейчас в Казахстане. Самый простой способ увеличить уставный капитал – докапитализация банка за счет нераспределенной прибыли или за счет новых взносов акционеров. Часто, когда у банка недостаточно собственных средств, может привлекаться сторонний предприниматель, который таким образом сможет войти в капитал банка», – сообщил аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.