После девальвации тенге в Казахстане отмечается рост оптовых цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). В связи с этим Казахстанская топливная ассоциация настаивает на введении госрегулирования оптовых цен на рынке ГСМ. Об этом топливная ассоциация заявила на пресс-конференции в Астане.
«На сегодняшний день, несмотря на то, что было заявление, чтобы сдерживать цены (на ГСМ – ред.), оптовые цены уже поднимаются. В частности, ТОО «Petrosun», ТОО «Петролиум оперейтинг» подняли цены. АИ-92 стоил 108 тыс. тенге (за тонну), а стал 115 тыс. тенге, с павлодарского нефтеперерабатывающего завода, и с шымкентского НПЗ цена за тонну была 110 тыс. тенге (за тонну) – стала 120 тыс. тенге. Мы считаем, что оптовые цены должны быть заморожены на уровне 11 февраля 2014 года», – выразил свою позицию председатель правления ассоциации Болат Ауетаев.
До 2000 года АЗС страны покупали бензин российского производства, так как он на 10% дешевле отечественного. Но из-за корректировки курса национальной валюты завозить топливо из России стало невыгодно для бизнеса, отметил руководитель топливной ассоциации. «В связи с чем ассоциация предлагает, во избежание дестабилизации ситуации на розничном рынке ГСМ, проверить обоснованность повышения оптовых цен, а также обеспечить контроль по замораживанию оптовых цен на уровне цен, действовавших до 11 февраля 2014 года», – сказал Болат Ауетаев.
Кроме того, Казахстанская топливная ассоциация считает, что в РК требуется увеличить уровень маржи между оптовой и розничной торговлей ГСМ с 17% до 30%. «Считаем, что ускорение принятого уже правительством РК решения о рассмотрении в мажилисе парламента инициированного ассоциацией вопроса по регулированию оптовых цен на нефтепродукты с маржой в 30% с регулируемыми государством розничными ценами на ГСМ позволит снять напряжение в розничной отрасли. Убедительно просим повторно вернуться к рассмотрению данного вопроса и дать соответствующее поручение заинтересованным государственным органам», – озвучил обращение к правительству Болат Ауетаев.
Отсутствие регулирования оптовых цен, по мнению эксперта, редактора портала Oilnews.kz Сергея Смирнова, может привести к вытеснению малого и среднего бизнеса с рынка ГСМ и к монополизации рынка вертикально-интегрированными компаниями. «Во-первых, не понятно, из какого источника АРЕМ и МНГ РК берут входящие в формулу расчета цифры, влияющие на формирование цены. Во-вторых, как утверждают участники проведенного АО «Центр развития и защиты конкурентной политики» совещания, эта формула фактически не работает. Что подтверждает не только повышение цен на бензин в октябре прошлого года, когда АРЕМ признало, что его причиной стал дефицит топлива, а не изменение мировых котировок на нефть, которое лежит в основе формулы расчета предельных розничных цен», – отмечает эксперт.
К факторам, которые могут привести к монополизации топливного рынка, Сергей Смирнов относит непрозрачность при распределении акиматами выделенных объемов нефтепродуктов среди компаний, а также утверждение единого оператора по поставкам нефтепродуктов. Данные меры негативно скажутся на рынке ГСМ страны, полагает он. «Если в прошлом году МНГ РК, вводя единого оператора, ссылалось на затоваривание рынка российским бензином, в начале текущего года – отечественным, то в настоящее время, в соответствии с утвержденным МНГ графиком распределения нефтепродуктов на март, сложилась совершенно иная ситуация. Для всех АЗС было выделено 132 тыс. тонн дизельного топлива. Из них 60 тыс. тонн отдается SINOOIL и КМГ, оставшиеся 60 тыс. тонн делится между областными акиматами. Понятно, что при потребности в 200 тыс. тонн этих объемов не хватает. С бензином АИ-92 положение еще хуже. При потребности свыше 300 тыс. тонн распределено всего 139 тыс. тонн (больше нет). Таким образом, недопоставки по квотам посадили топливный рынок страны на голодный паек», – говорит аналитик. Об этом свидетельствует анализ ежемесячных поставок, проведенный Казахстанской топливной ассоциацией, отмечает спикер. Так, в текущем году по республике объемы на март по сравнению с январем по бензину АИ-92 в целом уменьшились на 25%. В Карагандинской области поставки сокращены на 76%, по Северо-Казахстанской – на 69%, Акмолинской и Павлодарской областям – на 56%, Алматинской – на 48%, по Алматы – на 32%.
Аналогичная ситуация складывается и по дизельному топливу. Если в целом сокращение объемов его поставок в среднем по республике составило 28%, то по Западно-Казахстанской области – 75%, Южно-Казахстанской – 53%, Атырауской – 55%, Алматинской – 7%, Алматы – 8%.
«А что будет в апреле? Я не думаю, что наши заводы в состоянии резко увеличить производство нефтепродуктов и возместить существующий дефицит. Тем более что если ранее, при нехватке выделяемых объемов, розничные реализаторы могли закупать недостающие объемы на оптовом рынке, то сейчас девальвация тенге, приведшая к росту оптовых цен, делает такой закуп топлива убыточным для бизнеса», – сказал Сергей Смирнов.