Как сообщила на прошлой неделе пресс-служба Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), по итогам первого этапа процедуры приема-передачи пенсионных активов и обязательств сумма пенсионных накоплений в фонде превысила 2,6 трлн тенге. «По итогам завершения первого этапа процедуры приема-передачи пенсионных активов и обязательств АО «НПФ «ҰларҮміт» в ЕНПФ открыто 1 433 470 ИПС, в том числе по договорам об обязательном пенсионном обеспечении – 1 420 212, по договорам о добровольном пенсионном обеспечении – 8727, по договорам о добровольном профессиональном обеспечении – 4531. Общая сумма пенсионных накоплений присоединившихся вкладчиков составила 444 104 733 тыс. тенге. В результате консолидации пенсионных активов и обязательств девяти НПФ, включая АО «НПФ «ГНПФ», количество ИПС вкладчиков (получателей) ЕНПФ по всем видам договоров превысило 7,2 млн, сумма пенсионных накоплений – более 2,6 трлн тенге», – говорится в сообщении.
По информации пресс-службы, перевод пенсионных активов из НПФ «ҰларҮміт» был осуществлен в один операционный день. Пенсионные накопления (с учетом взносов и инвестиционного дохода) каждого вкладчика (получателя) переданы в ЕНПФ в том размере, в котором они были сформированы в АО «ҰларҮміт» на момент их передачи. В настоящее время вкладчики АО «ҰларҮміт» являются вкладчиками ЕНПФ и могут воспользоваться услугами, предоставляемыми фондом.
Окончание второго этапа процедуры приема-передачи пенсионных активов запланировано на 3 июня 2014 года. В течение второго этапа будут переданы форматы, содержащие историю операций по ИПС вкладчика и при наличии изменений его реквизитов, а также определенный перечень документов, связанных с пенсионными активами и обязательствами, сформированными в период деятельности передающего фонда.
Чтобы понять, насколько крупные компании эффективны, можно прибегнуть к рейтингу 10 крупнейших банков, составленному ranking.kz и опубликованному в декабре 2013 года. Так вот по результатам исследования, самый высокий уровень оптимизации бизнес-процессов у «Казкоммерцбанка». Доля операционных затрат к операционным доходам до начисления провизий (Cost to Income Ratio, CIR) составляет 20,7%. За год банк увеличил операционные доходы на 4 млрд тенге, но при этом сократил расходы на 964 млн тенге. Банк 2 года подряд повышает индекс операционной эффективности. В 2011 году (CIR) составлял 23,5%.
Агрегированный индекс операционной эффективности БВУ по CIR в III квартале достиг 42,79%. В III квартале 2012 года он составлял 43,81%.
Kaspi bank стал вторым по индексу операционной эффективности бизнеса – 25,4%. За счет масштабных инвестиций в розничное направление банк наращивает операционные доходы. За год рост составил 83% (до 95 млрд тенге). При этом операционные расходы увеличились всего на 56% (до 24 млрд тенге).
На 3-м месте – Сбербанк. Здесь доля операционных затрат к операционным доходам – 39,2%.
Как отмечается в исследовании, в посткризисный период прибыльность банков резко снизилась. В связи с этим банки начали проводить оптимизацию операционных расходов: сокращать численность персонала и фонда оплаты труда, снижать административные и общехозяйственные расходы, вплоть до закрытия отделений и избавления от непрофильных активов.
В целом по банковскому сектору за период с октября 2011 по октябрь 2013 года показатель операционной эффективности сократился с 43,53% до 42,79%. Это свидетельствует о положительном тренде на рынке.
Проблема лишь в том, что и «Казкоммерцбанк», и Kaspi bank – частные компании, для которых эффективность бизнеса – единственная гарантия получения прибыли. Вместе с тем Сбербанк – это финансово-кредитное учреждение с большой долей государственного участия. Правда, с небольшой поправкой. В России банк выполняет множество несвойственных функций, тогда как в Казахстане, где он избавлен от них, он работает как частная структура.
С государственными компаниями совсем другая история.
Так, летом 2013 года наш портал публиковал «Рейтинг эффективности дочерних структур ФНБ «Самрук-Казына».
Тогда по результатам экспертного опроса выяснилось, что управление нацкомпаниями, входящими в структуру ФНБ «Самрук-Казына», осуществляется неэффективно. И потому верить в то, что ЕНПФ будет управляться иначе, довольно сложно.
В принципе, пенсионная реформа, по которой одним из ее элементов должна была стать консолидация пенсионных отчислений казахстанцев в ЕНПФ, назревала.
В последние годы частные НПФ допустили большой разрыв между доходностью пенсионных активов и уровнем инфляции. Именно это обстоятельство и стало решающим для властей, принявших решение создать единый государственный фонд вместо группы частных НПФ.
Правда, власти не стали долго раздумывать над тем, почему частные НПФ допустили такой разрыв. Поэтому один из главных аргументов властей звучит так: частники не способны в текущих условиях приумножить пенсионные накопления вкладчиков.
К сожалению, никто и не подумал над тем, почему у частных НПФ низкая доходность. Тогда как на самом деле ответ лежал на поверхности: это следствие консервативного регулирования их деятельности и ограниченного набора финансовых инструментов для инвестирования. Поэтому частные НПФ настаивали на пересмотре существующих подходов к регулированию и расширении инвестиционного потенциала. Но власти не стали их слушать и взяли курс на консолидацию пенсионных накоплений в едином государственном фонде.
Безусловно, и эксперты, и экономисты, и некоторые чиновники финансового сектора четко представляют то, к каким последствиям может привести консолидация пенсионных отчислений казахстанцев.
Глава Национального банка сообщал, что, согласно схеме распределения инвестиций, 90% из них будет уходить на приобретение государственных ценных бумаг и облигаций фонда «Самрук-Казына», а также его дочерних компаний. Часть денег, не более 10%, могут быть использованы для инвестирования, в том числе и за рубежом. При этом, по его словам, часть из вышеуказанных выше 10% инвестиций ЕНПФ, не вложенных в ГЦБ и квазигосударственный сектор, может быть размещена на долгосрочных депозитах в банках второго уровня на конкурсной основе.
Он также отметил, что, по данным НБРК, инвестиционный портфель НПФ выглядит следующим образом: ГЦБ – 48%, ЦБ иностранных эмитентов – 9%, аффинированное золото – 5%, вклады в БВУ – 10%, негосударственные ценные бумаги эмитентов РК – 28%.
Но просто консолидировать пенсионные накопления в ЕНПФ и ждать хороших дивидендов не получится. Надо что-то делать. Например, улучшить государственное регулирование и дать ЕНПФ больше финансовых инструментов. То же самое, что нужно было дать частным НПФ, чтобы они стали эффективными.
Гарантию сохранности теперь обеспечит государство. Это и так ясно. Но стоило ли только из-за гарантии сохранности пенсионных активов затевать эту операцию (консолидацию пенсионных накоплений), понимая, что она лишь промежуточное звено, и проблемы эффективности сама по себе не решит?