Перевод травматического оружия в разряд служебного не принесет значительного ущерба оружейным магазинам. «Травматическое оружие и боеприпасы к нему занимают не более 5% от оборота оружейных магазинов», – отметил в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» вице-президент оружейной ассоциации «Корамсак» Сергей Катнов.
Напомним, 13 марта текущего года Сенат РК одобрил в первом чтении поправку о переводе травматического оружия в разряд служебного.
По словам г-на Катнова, одна из основных проблем кроется в том, что денег, выделенных из бюджета, не хватит на выкуп травматического оружия у граждан. «Сейчас на выкуп этого вида оружия у граждан выделено 2 млрд тенге, а необходимо около 9 млрд тенге», – говори он. И это прошлогодние расчеты, не учитывающие девальвации.
По мнению руководителя аналитической группы «Кипр» Ерлана Смайлова, деньги, выделенные из бюджета, было бы лучше направить на решение организационных, кадровых и технических вопросов в МВД. «Например, в 2012 году на лечение сотрудников МВД и членов их семей было выделено 2,2 млрд тенге, на осуществление оперативно-розыскной деятельности – 6,73 млрд тенге, на строительство зданий и сооружений – 5,185 млрд тенге. При этом, по информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, в городах и селах страны не хватает участковых инспекторов. Согласно постановлению Правительства РК от 24 декабря 1996 года №1598, участковый инспектор закрепляется за территорией, на которой проживает не свыше 3 тыс. жителей, в сельской местности – 2 тыс. жителей, а участковый инспектор, ответственный за организацию работы участкового пункта, – 1 тыс. жителей. Однако данные нормативы повсеместно не соблюдаются. Аналогичная ситуация складывается и со школьными инспекторами (800-900 учащихся на 1 инспектора)», – приводит цифры аналитик. Эти меры, по мнению г-на Смайлова, были бы куда эффективнее в борьбе с различными правонарушениями. Учитывая, что мотивом, приведшим к поправкам, является борьба с преступностью, аналогии, приведенные г-ном Смайловым, вполне уместны.
Председатель казахстанской стрелковой ассоциации Александр Тен считает, что на данный момент травматическое оружие – единственное действенное средство самообороны для граждан. «Баллончики, электрошокеры и прочее требуют непосредственного контакта с преступником и, как следствие, физического превосходства. Преступники же не герои, они трусы и всегда выбирают жертву послабее», – говорит г-н Тен.
Все это время и деньги потрачены на то, чтобы снизить преступления с травматическим оружием на 47 случаев – именно столько преступлений с травматикой было зарегистрировано за 4 года. Причем это те случаи, когда применялось легальное оружие, зарегистрированное, подчеркнул Александр Тен. При этом эксперт добавил, что остальные 800 преступлений с применением «травмата» были совершены незарегистрированным оружием. «Таким образом, запреты касаются только добропорядочных граждан, легально владеющих оружием. Именно против них будет работать этот закон, и самое смешное, что закон играет на руку преступникам, ибо они будут знать, что жертвы безоружны», – говорит он. Также эксперт добавил, что эти меры скорее ударят по госказне. «Большие деньги, причем деньги налогоплательщиков, тратятся на то, чтобы сократить ничтожный процент правонарушений», – подчеркнул Александр Тен.
Будет очень непросто возместить потери как продавцов, так и покупателей. «Если поделить количество травматического оружия на количество выделенных денег, то выходит примерно 17-20 тыс. тенге. А есть оружие, которое стоит 200 тыс. Плюс сейф для хранения, плюс кобура. Ведь, по закону, у нас убытки должны возмещаться в полном объеме. А кто-то и вовсе не хочет идти на такой шаг. Есть те, кто говорят, что просто будут платить штрафы и все», – говорит Сергей Катнов.
Ерлан Смайлов также считает, что эта мера бьет по покупателям и гражданам. «Самое главное, пострадают интересы законопослушных владельцев зарегистрированного в установленном законом порядке травматического оружия. По какой цене будут выкупать травматическое оружие? Сомневаюсь, что по той же цене, по которой его приобретали. Более того, считаю, что нарушаются их конституционные права на самооборону и защиту жизни и имущества, а также принцип презумпции невиновности – почему законопослушного гражданина страны заранее подозревают и видят в нем потенциального преступника?» – удивляется г-н Смайлов.
Против поправок, по мнению экспертов, говорит и международный опыт. «За два десятилетия, в 1973-1992 годах, количество убийств в Америке сократилось на 10%. Количество же оружия возросло на 73% – до 222 млн стволов. Количество людей, которые владеют оружием, составляет 78 млн человек», – говорит Александр Тен.
Добавим, что, согласно социологическому опросу, проведенному Ассоциацией социологов и политологов в 2013 году, более половины казахстанцев (52,1%) намерены в случае угрозы своей безопасности защищаться самостоятельно и только 18% надеются на помощь полиции. Так что владельцы травматического оружия могут расстаться не только с оружием, но и с собственными желаниями.