Судебным исполнителям теперь можно взыскивать пеню за просрочку. Это еще раз говорит о том, что отечественные должники в добровольном порядке решения судов исполнять просто не хотят. Пока властями не будет обеспечена неотвратимость наказания, и эта мера может оказаться мертворожденной.
В законодательство РК внесены изменения, по которым судебный исполнитель может взыскивать пеню за просрочку. Теперь невыгодно оттягивать срок возврата долга по решению суда. Теперь судебный исполнитель обязан обратиться в суд и взыскать с должника пеню в 0,1 процента от долга за каждый день просрочки.
Изменения в законодательстве сильно усложнили жизнь должникам. Отныне они должны в течение двух дней выполнить решение суда. Причем независимо от того, возврат ли это долга за коммунальные услуги в 3000 тенге или погашение кредита в 10 миллионов тенге. Пока неплательщик будет медлить, на его долг набежит пеня – 0,1 процента от суммы долга или стоимости взысканного имущества, к примеру, квартиры.
Есть в законодательстве еще одно новшество. Согласно новым требованиям, должник обязан до окончания исполнительного производства один раз в месяц, а также в случаях вызова являться к судебному исполнителю. Неявка влечет административную ответственность. Причем должник должен отмечаться у судебного исполнителя независимо от того, платит он алименты или возмещает человеку материальный ущерб. В первом случае ему придется ходить к приставу и носить квитанции об оплате каждый месяц до тех пор, пока его дети не станут совершеннолетними. А во втором – пока он полностью не погасит долг. В противном случае судебный исполнитель будет вынужден обратиться в суд и привлечь уклониста к административной ответственности. Штраф для физических лиц составляет от 1 до 3 МРП (от 1852 до 5556 тенге), для должностных лиц – от 5 до 10 МРП (от 9260 до 18520 тенге).
С должниками нигде не церемонятся
Если кто-то в Казахстане думает, что с должниками ведут задушевные беседы, увещевают и умоляют погасить долги, он сильно ошибается.
Так, в США существует единое законодательство, регулирующее вопросы банкротства физических лиц. Лицо, чей не обеспеченный залогом долг не превышает $270 тыс., а обеспеченный – $808 тыс., может подать в суд заявление о банкротстве. Если суд признает должника платежеспособным, долг реструктурируется и погашается по индивидуальному плану. Если же должник признан неплатежеспособным, часть его долга компенсируется продажей имущества, оставшаяся часть списывается.
Впредь он более не может рассчитывать на получение кредита.
В Канаде санкции, применяемые к банкротам, различаются в зависимости от провинции. В провинции Альберта в случае, если лицо задолжало сумму более $40 тыс., кредитор вправе потребовать изъятия у должника недвижимости, эквивалентной по стоимости размеру долга. За исключением ряда оговоренных случаев, если у банкрота нет возможности выплатить долг, сумма автоматически списывается по истечении девяти месяцев.
Например, в Голландии должники чаще всего прибегают к программе реструктуризации долга, рассчитанной на 3 года. В течение этого времени они не могут занимать руководящие должности и совершать коммерческие сделки без разрешения суда. Лица, не убедившие суд в искренности своих намерений погасить долги, признаются банкротами, а кредиторы получают право изъять все имущество должника.
Кстати, в Великобритании лицо, признанное банкротом, лишается права распоряжаться своим имуществом и частью доходов. Его имущество может быть продано в счет уплаты задолженности. Кроме того, он также лишается права занимать руководящие должности и брать в кредит более 250 фунтов стерлингов без указания на свое банкротство. Если банкрот не выплатит задолженность, сумма списывается автоматически через 3 года. В будущем лицо лишается возможности брать кредит.
А в Испании банкрот обязан постоянно быть доступным для связи с судом. На его имущество накладывается арест, а если обвинение сочтет, что должник может попытаться продать имущество, оно вправе принять решение о помещении его под стражу. Лица, занимающие руководящие должности, автоматически их лишаются.
Главное – неотвратимость наказания
Вообще, любые инициативы властей, в частности, по ужесточению наказания должников, имеют смысл только в том случае, если закон беспрекословно исполняется, то есть обеспечивается неотвратимость наказания.
Еще в мае 2013 года о проблеме неисполнения решения судов говорил вице-министр юстиции РК Дулат Куставлетов. Причем Минюст представлял поправки в законодательство, ужесточающие условия для должников.
И ведь Минюст прав. Так, действующим уголовным законом за совершение кражи, например, 1-2 тыс. тенге установлено лишение свободы до 3 лет, в то время как за неисполнение судебных актов, которыми в порядке возмещения причиненного ущерба взыскиваются сотни тысяч, миллионы тенге, лишение свободы вообще не предусмотрено.
Причем в ведомстве готовы идти до конца. В основе законопроекта была заложена идея перевода уголовно-правовой нормы об ответственности за неисполнение судебных актов в категорию тяжких преступлений.
Уже существующие нормы казахстанского законодательства весьма условны.
Так, диспозиция статьи 362 УК РК (Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта) предусматривает «злостность» как обязательное условие привлечения к уголовной ответственности. Это создает условия для коррупции, а правоприменительные органы и суды часто неоднозначно его трактуют, что позволяет многим должникам избежать ответственности.
Согласно поправкам, понятие «злостность» исключено из статьи 362 УК РК, а штрафные санкции предполагалось увеличить.
Некоторые меры власти уже предприняли. В 2012 году у судоисполнителей находилось 1 млн 427 тыс. исполнительных документов на сумму 1 977,3 млрд тенге. И тогда судебные исполнители временно ограничили выезд из Казахстана 35 тыс. должникам.
Но и такая мера, как показывает практика, не оказалась действенной. Поэтому нынешнее решение предоставить судебным исполнителям право взыскивать пеню за просрочку тоже может не сработать.
Если власти не обеспечат неотвратимость наказания.