Так, Beeline Казахстан, по информации Тараса Пархоменко, главного исполнительного директора компании, в 2013 году продемонстрировал улучшение операционных и финансовых показателей. В итоге общий доход оператора за прошедший год вырос на 3,3% по сравнению с 2012 годом и составил 127,748 млн тенге. При этом выручка в мобильном сегменте увеличилась на 0,3%, а в сегменте мобильной передачи данных – на 39%. Таких результатов, по мнению г-на Пархоменко, удалось добиться благодаря запуску новых предложений в мобильном и интернет сегментах. Новые продукты в свою очередь дают возможность получать больше услуг и снижать удельную стоимость каждой единицы услуги. Так, удельная цена минуты снизилась на 33,3% – до 4,38 тенге, на фоне роста среднего объема выговоренных минут одним клиентом в месяц (MOU).
В результате того, что стоимость услуг компании за 2013 год снизилась, клиенты Beeline Казахстан стали больше говорить и пользоваться интернетом.
При этом за год наблюдается снижение стоимости среднего счета абонента (ARPU) на 3,4% по сравнению с 2012 годом. Данный показатель составил 1,083 тенге в месяц.
Показатель EBITDA вырос на 1% по сравнению с предыдущим годом и составил 59,427 млн тенге. Консолидированная маржа EBITDA уменьшилась на 1 процентный пункт и составила 46,5%.
АО «Кселл» в 2013 году также продемонстрировало значительный рост по основным финансовым показателям. Так, по данным компании за 2013 год, уровень дохода увеличился на 3,1% и составил 187,599 млн тенге. Показатель EBITDA, без учета единовременных расходов, увеличился на 3,3%, составив 104,727 млн тенге. Рентабельность по EBITDA увеличилась до 55,8%. Доход от основной деятельности, без учета единовременных расходов, увеличился на 3,8%, составив 81,600 млн тенге. Чистые затраты на финансирование увеличились до 2,119 млн тенге. Чистая прибыль увеличилась на 2,5%, составив 63,392 млн тенге. Свободный денежный поток увеличился до 80,743 млн тенге.
АО «Кселл» снижает тарифы на свои услуги. Как отметили в компании, сотовая связь стала единственной отраслью экономики Казахстана, в которой тарифы на услуги постоянно снижаются. В сети «Кселл» средняя стоимость минуты за последние 12 лет снизилась почти в 9 раз и сейчас составляет 4,7 тенге.
В результате за 15 лет абоненты компании проговорили 100 млрд минут, отправили 22 млрд SMS-сообщений, передали 26 млн Гб данных. При этом скорость передачи данных в сети компании выросла в 560 раз: с 9,6 Кбит/сек в сети 2G до 42 Мбит/сек в сети 3G HSPA DC.
Для третьего оператора сотовой связи, представленного в Казахстане – Tele2, прошедший год был особенным, так как компании удалось выйти на положительное значение прибыльности бизнеса. Более того, как отметили в компании, Tele2 достигла положительного значения EBITDA в сроки, соответствующие плану развития бизнеса в регионе. «Как оператор, предлагающий абонентам низкие цены, мы изначально не рассчитывали получить быструю прибыль. Поэтому выход в плюс по EBITDA всего за три года операционной деятельности – это показатель эффективной организации бизнеса, которым мы гордимся», – подчеркнули в Tele2.
Совокупная выручка Tele2 Казахстан в 2013 году увеличилась на 49% по сравнению с 2012 годом и составила 31,4 млрд тенге. В 2012 году этот показатель был равен 21 млрд тенге.
Показатель EBITDA в 2013 году составил -3,2 млрд тенг и -8.5 млрд тенге в 2012году, сохранив тенденцию к улучшению. В декабре 2013 года компания Tele2 вышла на положительное значение EBITDA, показав тем самым устойчивость своего положения на рынке.
Интересен и тот факт, что компаниям удалось нарастить количество клиентов. В 2013 году клиентская база АО «Кселл» увеличилась на 845 тыс. абонентов. Абонентами «Кселл» являются 14,3 млн человек или 84% населения Казахстана. Более 5 млн человек выходят в интернет с мобильных телефонов через сеть «Кселл».
Количество клиентов в сети оператора Beeline Казахстан увеличилось на 6,6% и составило 9,158 млн абонентов.
Лишь компания Tele2 в 2013 году продемонстрировала уменьшение абонентской базы. Так, на конец прошедшего года абонентами этого оператора были 2,75 млн человек. Количественное уменьшение абонентской базы вызвано корректировкой, проведенной в связи с изменением методики подсчета клиентов. Компания фокусируется на оценке количества реальных абонентов, что подтверждается показателями роста операционных доходов компании за 2013 год. Главное изменение в подсчете клиентов, как нам объяснили в Tele2, произошло с принятием в компании понятия «активный абонент». Сейчас оператор считает активным абонентом того клиента, который не просто держит в мобильном устройстве сим-карту компании и принимает на нее входящие звонки, но и часто совершает исходящие вызовы, пользуется дополнительными услугами компании и доступом в интернет. Интересен тот факт, что, несмотря на визуальное сокращение показателей по абонентской базе, показатель объема выручки компании в 2013 году продемонстрировал хороший рост.
Увеличение клиентской базы практически у всех операторов г-н Пархоменко объяснил тем, что сегодня каждый человек использует несколько смартфонов и планшетов, для которых соответственно необходимы сим-карты.
Еще одной тенденцией на рынке сотовой связи стало то, что абоненты переходят от традиционной голосовой связи к цифровой передаче данных. Об этом говорят и показатели операторов. Например, объем голосового трафика в сети Tele2 Казахстан за 2013 год вырос в 1,6 раза, а объем интернет-трафика – почти в 4 раза. В Beeline Казахстан рост MOU составил 37% – с 212 минут в 2012 году до 290 минут в 2013 году. Рост трафика в мобильном интернете (Mbou) составил 84% – с 80 Мб в 2012 году до 148 Мб в 2013 году.