Правительство делает все от него зависящее, чтобы трудовые мигранты, заработав деньги в Казахстане, потом возвращались домой. Но пока правительство не найдет рецепт, как стимулировать работодателей брать на работу казахстанцев, ситуация с нелегальной трудовой миграцией будет крайне тревожной.
Из Казахстана в 2013 году выдворили более 3 тыс. нелегалов, сообщает сайт Primeminister.kz. По словам начальника департамента миграционной полиции МВД республики Серика Саинова, за нарушения миграционного законодательства в прошлом году наложено штрафов на сумму 1 млрд 638,7 млн тенге, из которых взыскано 1 млрд 463,1 млн тенге, или 89%.
«За 2013 год к административной ответственности привлечено 99 298 нарушителей правил пребывания иностранцев в Казахстане, это на 11,7% больше, чем в 2012 году. За нарушение миграционного законодательства выдворено 3402 иностранца», – пояснил г-н Саинов. Также, по его информации, по фактам нарушения миграционного законодательства в 2013 году возбуждено 272 уголовных дела, что на 34% больше, чем в 2012 году.
Глава департамента напомнил, что 10 декабря 2013 года главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции». Этим документом в Закон «О миграции населения» внесены нормы, упрощающие процедуру получения разрешений гражданами стран, с которыми Казахстан заключил соглашения о безвизовом порядке въезда и пребывания. Разрешения предусматривают возможность пребывания в Казахстане без виз и осуществления трудовой деятельности у физических лиц в домашнем хозяйстве, сроком не менее трех месяцев.
При этом трудовые мигранты не могут использоваться работодателем в целях получения прибыли для себя. Допускается заключение трудового договора только на предоставление услуг в домашнем хозяйстве в качестве няни, садовника, повара, водителя и так далее, а также на строительство и ремонт жилых помещений, находящихся в личной собственности работодателя.
Не допускается заключение трудовых договоров по выполнению работ (оказанию услуг) в домашнем хозяйстве одним работодателем – физическим лицом одновременно более чем с пятью трудовыми иммигрантами. «Общий срок, в течение которого продлевается разрешение, не может превышать один год. Это предусмотрено для того, чтобы исключить возможность оседания иностранцев в стране», – пояснил г-н Саинов.
Сколько их, мигрантов?
Кстати, по вопросу количества трудовых мигрантов в Казахстане существует множество мнений. Некоторые из них нашли отражение на диалоговой площадке клуба «Эксперт» при ФНБ «Самрук-Казына» во время заседания на тему «Трудовая миграция в Казахстане: проблемы и пути решения», состоявшегося в декабре 2013 года.
Так, например, генеральный директор Центра социального партнерства фонда «Самрук-Казына» Нурлан Еримбетов со ссылкой на экспертов дал свою оценку – 1,5-2 млн человек.
В то же время департамент миграционной полиции придерживается иной позиции. «Эти цифры правомерны, если говорить только о пересекающих границу, – подтвердил начальник департамента миграционной полиции МВД РК Серик Саинов. – Фактически их больше, так как при транзитной миграции через Казахстан люди в течение 30 суток не регистрируются. Мигранты в рамках Таможенного союза – тоже. Подавляющее большинство мигрантов – 80% – граждане Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана».
Но сколько бы их, трудовых мигрантов, ни было, вопрос в иной плоскости. Нужны ли они Казахстану?
В принципе, нужны. Так, по прогнозам Минтруда, потребность в рабочей силе в 2015 году составит 500 тыс. человек, то есть ежегодно потребность будет увеличиваться в среднем на 60 тыс.
И не так, как надо…
По большому счету миграционная политика Казахстана не стимулировала легальную работу мигрантов. Она, наоборот, до последнего времени загоняла мигрантов в теневой сектор.
Поэтому даже легально въехавшие на территорию РК трудовые мигранты, как правило, пишут другие цели приезда: туристическая, частная, на учебу, на лечение.
А между тем в теневом обороте сосредоточено, по разным оценкам, 20% ВВП Казахстана. Десятки тысяч работодателей нуждаются в нелегальной рабочей силе. Они экономят на зарплатах, социальных гарантиях и никак не пополняют казну. В итоге бюджет страны недополучает миллионы в виде невыплаченных налогов и миллиарды, вывезенные нелегальными мигрантами из страны.
После нескольких лет горячих обсуждений и споров власти вроде как нашли решение проблемы.
С 1 января 2014 года трудовые мигранты будут платить налог в размере двух МРП за каждый месяц пребывания в РК, а физическое лицо не сможет привлекать к труду более 5 мигрантов. Таким образом, государство планирует обязать гастарбайтеров платить Казахстану за возможность заработка.
Но не все так просто. С одной стороны, бизнес через длительные моратории на проверки все же добился их упорядочения. Теперь согласно законодательству фискальные органы должны заблаговременно предупредить предпринимателя о проверке. С другой стороны, миграционные службы, если заранее предупреждать о проверках бизнес, рискуют никогда нелегальных мигрантов не найти.
Своих бы устроить
Вообще, ситуация с трудовой миграцией в Казахстане довольно странная. С одной стороны, Минтруда заявляет о ежегодном росте потребности в трудовых мигрантах. С другой – в Казахстане более 2,5 млн самозанятых, о которых все вроде как забыли.
Вместо того, чтобы завлекать в Казахстан трудовых мигрантов, нужно попробовать решить проблему самозанятых. Статистика не дает точной информации, чем они занимаются, где и сколько получают.
А между тем вместе с внешней трудовой миграцией растет и внутренняя. В то время как пустеют моногорода, стихийно растут Алматы и Астана, на которых сходятся все миграционные потоки. Также внутренние мигранты едут в Атыраускую, Актюбинскую, Мангистаускую области, в основном с юга страны.
Люди едут от социальной неустроенности, от безработицы.
В то же время и внешняя, и внутренняя трудовая миграция никак не способствуют решению проблемы самозанятых. Нелегальная трудовая деятельность мигрантов вносит серьезные диспропорции на рынке труда, ведь мигрантами заняты ниши, где могли бы работать граждане Казахстана.
Поэтому меры, направленные на вывод из теневого сектора трудовых мигрантов, вполне логичны. Теперь бы правительству стимулировать работодателей не брать на работу нелегалов, а казахстанцев. И, возможно, тогда статистика потребности Казахстана в трудовой миграции существенно изменится. И, вероятно, тогда любые меры по упорядочению трудовой миграции окажутся эффективными.