Казахстан в 2014 году планирует направить на толлинг в Китай 200 тыс. тонн нефти. Толлинговая схема предполагает, что поставщик обеспечивает переработчика сырьем, а затем забирает готовый продукт, заплатив за переработку. Помимо того, что наша страна должна будет заплатить КНР за переработку, она также должна будет оплатить доставку сырья на завод и возврат бензина на АЗС. И все это, по мнению экспертов, отразится на стоимости ГСМ на внутреннем рынке.
При осуществлении толлинговых операций с Китаем Казахстан не только понесет затраты на транспортировку готовой продукции обратно в республику, но и потеряет на налогах, утверждает Анна Кокорева, аналитик компании «Альпари». Республика недополучит налог на добычу полезных ископаемых и рентный налог. Поскольку продукты переработки нефти при толлинге поставляются на внутренний рынок, толлинговые операции с Китаем в налоговом законодательстве Казахстана приравнены по статусу к поставкам казахстанской нефти на отечественные НПЗ. С учетом действующих ставок и понижающего коэффициента отправленные объемы казахстанской нефти на толлинг в КНР освободят от уплаты рентного налога и налога на добычу полезных ископаемых.
Непосредственно переработка и доставка нефти на китайские НПЗ и транспортировка бензина обратно в республику, по подсчетам г-жи Кокоревой, обойдутся Казахстану почти в $60 млн. «Дополнительные затраты приведут к удорожанию стоимости топлива на 5-10%», – говорит она.
Кроме финансовых потерь, толлинговые операции, по мнению Анны
Кокоревой, могут негативно отразиться на текущей загрузке казахстанских НПЗ и
снизить ее еще больше. Предположение эксперта подтверждается недавно сделанным
заявлением Узакбая Карабалина, министра нефти и газа. Так, 1 февраля министр
объявил о своем намерении обязать предприятия заключать новые договоры по
добыче углеводородного сырья лишь с обязательным условием – гарантировать
приоритетные поставки на внутренний рынок страны с целью его полного обеспечения.
Также Узакбай Карабалин отметил, что это решение было принято под влиянием
данного президентом республики поручения о строительстве четвертого
казахстанского нефтеперерабатывающего завода. Таким образом, перед ведомством
вплотную встал вопрос: где именно брать нефть для этого завода и как можно наиболее
эффективным образом обеспечить ему необходимую ресурсную базу. Однако
существующие отечественные НПЗ уже сегодня нуждаются в ресурсной базе, так как
они лишь наполовину обеспечены собственным сырьем.
Более того, министр заявил, что после завершения в 2016 году полной модернизации всех трех действующих в настоящее время нефтеперерабатывающих заводов Казахстана внутренний спрос на нефтепродукты в принципе будет удовлетворен. Однако вскоре объем такого спроса может вырасти, что потребует введения новых мощностей, которые необходимо будет обеспечивать нефтяным сырьем.
Надо заметить, что проблема с сырьем для существующих 3 НПЗ еще не решена, но при этом работы по подготовке к строительству четвертого завода уже начаты. Компания «КазМунайГаз» (КМГ) совместно со специалистами министерства в первом квартале текущего года планирует проработать все вопросы по мощности и расположению нового НПЗ, а также его ресурсной базе, инвестициям и срокам строительства.
При этом, по словам г-на Карабалина, предполагается следующий подход – новые права на недропользование будут предоставляться только на условиях приоритетных поставок нефти на внутренний рынок. Этим самым, по мнению министра, мы сможем в нужной степени развивать ресурсную базу как для нефтеперерабатывающей отрасли, так и для отечественной нефтехимии.
Министра нефти и газа поддержал и премьер-министр Серик Ахметов, напомнив, что сейчас в Казахстан каждый год импортируется до 2 млн тонн нефтепродуктов. Толлинговые схемы с Китаем должны помочь РК сократить экспорт нефтепродуктов из России в 2 раза. Однако, по оценке г-жи Кокоревой, реально экспорт удастся уменьшить лишь на четверть.
Хотя ранее, в ходе конференции KIOGE 2013, Галымжан Амантурлин, главный эксперт по нефтегазопереработке КМГ, рассказал, что толлинговые операции с Китаем будут проводиться только в крайнем случае для предотвращения дефицита бензина в республике. Однако основной причиной очередного привлечения властями Казахстана внимания к толлинговым операциям с Китаем, по мнению экспертов, стали проблемы в переговорах с Россией о деталях беспошлинной поставки нефти и нефтепродуктов в границах Таможенного союза.