В семи регионах Казахстана, согласно данным Ranking.kz, сократилось количество малых предприятий. «За год республиканский бизнес-регистр по малым активным юрлицам сократился на 1195 компаний – до 97,2 тыс.», – сообщает Ranking.kz. Стабильное снижение количества действующих в республике малых предприятий уже можно назвать трендом. Так, согласно официальным данным Агентства РК по статистике, в 2010 году активных малых предприятий в республике насчитывалось 101,931 тыс., в 2011 – 99,794 тыс., а в 2012-м – 98,395 тыс.
Необходимо иметь в виду, что упомянутый рейтинг учитывает только реально закрывшиеся предприятия. Ведь также существуют бездействующие предприятия, которые де-факто не работают, но из-за сложной процедуры закрытия продолжают готовить отчеты о своей деятельности. Не стоит забывать и о теневых компаниях.
Президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев одной из главных причин неудач малого бизнеса называет рост тарифов и чрезмерный контроль со стороны государства. «После вступления в Таможенный союз мы наблюдаем постоянный рост тарифов. В первую очередь это доставка. Доставка подорожала за последние 3 года на 300-400%. Также мы видим увеличение пошлин на товары и, соответственно, их подорожание. Но самое главное, что бизнес просто не может существовать рядом с более чем полусотней контрольных органов. Единственное, что удалось сделать за все эти годы, так это благодаря закону о частном предпринимательстве усложнить государственным надзорным органам проведение проверок. Но меньше их все равно не стало», – говорит г-н Ямбаев.
Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) Тимур Назханов также видит беды малого и среднего бизнеса в бюрократии. По мнению г-на Назханова, все, что сейчас предприниматель может сделать быстро и легко, это открыть бизнес. Дальше, по словам эксперта, у бизнесмена начинаются трудности. «Едва начав бизнес, предпринимателю приходится платить различные штрафные санкции, налоги, только-только встав на учет. Естественно, для малого бизнеса это тяжело – потянуть такие нагрузки, тем более на первых порах. Вот предприятия и закрываются, едва открывшись. А тем, кто не сдается сразу, приходится выдерживать напор пожарных служб, санэпидстанции и прочих надзорных органов. То есть открыть бизнес легко, а набрать обороты куда сложнее», – сетует эксперт.
Еще одной трудностью является система кредитования малого бизнеса. В октябре прошлого года объем кредитов малым предприятиям сократился на 9%, сообщает Ranking.kz. Иными словами, малый бизнес зажат меж двух огней: бюрократией и вездесущим контролем с одной стороны, и недоверием банков – с другой.
Что касается банков, то, по мнению г-на Назханова, процентная ставка для малого и среднего бизнеса всегда была невыгодной. «Процентная ставка за последние годы находится на уровне 12-15%. То есть взять кредит для начала бизнеса или для его усовершенствования почти нереально», – подтверждает вице-президент НАП.
Однако бизнесмен Улан Каражигитов более снисходителен по отношению к банкам. Один из основателей BFF.kz говорит, что банки, будучи таким же бизнесом, смотрят на ситуацию с точки зрения результата и выгоды. Потому кивать в сторону банковской системы здесь не стоит. В то же время предприниматель согласен с тем, что взять кредит для бизнеса – дело не из легких.
Но это еще не все преграды для малого бизнеса. По мнению г-на Назханова, многие малые предприятия предпочитают остаться таковыми: расти, расширять бизнес просто не выгодно, «благодаря» процентной ставке. «Когда человек регистрируется как индивидуальный предприниматель (ИП) и работает с небольшим оборотом средств, то налоговая ставка для него составляет 3%. Но когда бизнес растет и оборот предприятия составляет порядка 40 млн тенге, бизнесмен вынужден платить НДС, а это уже 12%», – говорит Тимур Назханов.
По мнению Виктора Ямбаева, «все это, помимо прочего, приводит к росту теневого сектора экономики и числу самозанятых». Последних действительно много – около 30% от общего числа занятых в экономике.
«Примерно 20-25% малых предприятий работают в теневом бизнесе. Причем я говорю сейчас не о криминале, а просто о тех предприятиях, которые, чтобы хоть как-то выжить, пытаются уйти от налогового гнета. Кто-то, например, чеки не выбивает – так небольшие магазины делают, бывает. И эти 20-25% – официальные данные. По неофициальным, от 35 до 40%», – считает г-н Назханов.
Выход из ситуации, по мнению Виктора Ямбаева, один – сократить количество государственных проверок. «По большому счету все эти проверки можно заменить – всем может заниматься суд. Если в каком-то кафе, например, кто-то отравился, продукты не соответствуют, то все это можно решить в суде. Рынок сам рассудит. Недобросовестные предприятия просто не выдержат конкуренции и закроются», – говорит г-н Ямбаев.
Также, дополняет Тимур Назханов, необходимо не просто ослабить налоговое давление на малый бизнес, но и вовсе на первых порах освободить малые предприятия от налогов.